Несколько сахалинских туристов во время первомайских праздников немного отошли от намеченного маршрута и неожиданно наткнулись в зарослях на фрагменты военного самолета. Фотография и GPS-координаты места обнаружения были переданы ими активистам «Поискового движения России».
Поисковики сразу же определили, что на фото - фрагмент задней части с тормозным щитком самолета МиГ-17. Он, скорее всего, является частью самолета Вениамина Суханова, погибшего в 1954 году. После этого отряд выдвинулся на место для дальнейшего исследования.
Идти до искомого фрагмента пришлось 2,5 часа около 8 км по руслу реки, а затем 450 метров крутого подъема по бамбуку. Добравшись до места, специалисты увидели, что на деле это не просто фрагмент, а практически вся задняя часть с хвостовым оперением самолета МиГ-17 и остатками двигателя ВК-1А.
Перевернуть ее и осмотреть на наличие заводских номеров для подтверждения принадлежности самолета к капитану Суханову не удалось, так как она вмерзла в землю.
С одной стороны фюзеляжа виднелась огромная вмятина, полученная, скорее всего, не от удара о землю, а в небе, в момент столкновения двух самолетов. Из-за чего самолет разломился на несколько частей.
Архивные данные помогли установить:
«21 мая 1954 года в 14.49 в небе в районе Южно-Сахалинска произошло столкновение двух самолетов МиГ-17, 59-го истребительного авиационного полка 105-го авиационного корпуса ТОФ, пилотируемых командиром звена 1-й авиаэскадрильи, старшим лейтенантом Зиновьевым Александром Павловичем и заместителем командира 3-й авиаэскадрильи по летной подготовке, капитаном Сухановым Вениамином Ивановичем.
Место падения самолета старшего лейтенанта Зиновьева обнаружено 22 мая в семи-восьми километрах восточнее Южно-Сахалинска, на склоне горы Красной. Летчик погиб. Самолет, пилотируемый капитаном Сухановым, обнаружен 29 мая в районе горы Майорской».
Оба летчика похоронены на кладбище города Корсакова. Место падения самолета старшего лейтенанта Александра Зиновьева было установлено давно - на западном склоне горы Красной была неглубокая воронка, а рядом лежали фрагменты: элементы крыльев, шасси, часть двигателя ВК-1А с номером Ф362048С и куски обшивки с заводским номером самолета 4626. В 2017 году поисковики установили на месте падения памятную табличку.
А вот место падения самолета капитана Суханова с номером 5045 до настоящего момента найдено не было.
«Шанс, один на тысячу наверное, что его можно было бы найти целенаправленно. То, что туристы случайно на него наткнулись, это очень большое везение. А значит, и с этим самолетом скоро все станет ясно», - говорит руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
В ближайшее время поисковики снова отправятся на место обнаружения для поиска номеров и других деталей самолета, которые, возможно, находятся поблизости. Для этого планируется использовать квадрокоптер.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»