Сердечные приступы сегодня называют среди главных причин смертности детей на уроках физкультуры. Оказать первую медицинскую помощь школьникам при остановке сердца просто некому.
Депутаты Государственной думы призывают вернуть в российские учебные заведения врачебные кабинеты, регулярные профилактические медосмотры и допускать детей на занятия физкультурой только после заключения врача. Но врачи и общественные деятели уверены, что проблема с детской смертностью в результате остановки сердца куда сложнее.
По мнению специалиста Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА РФ) по детской кардиологии Леонида Макарова, в России число сердечных приступов у школьников в год не сильно превышает статистику многих цивилизованных стран. Но на Западе почти половину детей с остановкой сердца удается спасти.
«В России умирают в школах в год в среднем 1,4, если так можно сказать, ребенка на 100 тысяч учеников. В мире сердечные приступы случаются в среднем у 1,1 школьника. Но это цифра не смертей, а остановок сердца. Половину детей в мире в развитых странах спасают», - поясняет Макаров.
По словам педиатра, в России существуют проблемы с системой оказания первой медицинской помощи. Даже школьные медсестры не способны помочь ребенку в случае остановки сердца, ведь в учебных заведениях элементарно отсутствует необходимая техника.
«У нас еще системы первой помощи абсолютно не существует, потому что ни в одной школе вам не будут оказывать первую помощь, даже если там будет медсестра или врач. Я уже не говорю о такой роскоши, как автоматические наружные дефибрилляторы, о которых у нас даже некоторые врачи-кардиологи не знают», - отмечает Макаров.
Многих детских смертей, произошедших после серьезной физической нагрузки, можно было бы избежать, уверен педиатр. Для этого необходима ранняя диагностика. Регулярная диспансеризация в России проходит на высоком уровне. Однако далеко не все медицинские работники могут проанализировать полученные в результате обследования данные.
«У нас в отличие от многих стран диспансеризация проходит на очень высоком уровне. В США вообще не делают никаких кардиограмм детям, которые занимаются спортом. У нас же ЭКГ делают всем детям. Но у нас не знают, что на них смотреть. Я, к сожалению, достаточно часто участвую во многих судебных медэкспертизах после случаев таких смертей. Мы с судебными медиками разбираем предыдущие медицинские документы, обследуем семью и видим, что там были очевидные заболевания, которые не то что врачи пропустили, они их не увидели, не выявили. Вот еще проблема... И наши дети не защищены со всех сторон. Сначала им не выявляют те заболевания, которые имеют риск, потом не могут оказать первую помощь. Самое печальное, что, когда они умирают, ставят неправильные посмертные судебно-медицинские диагнозы. И это закрывает тему», - с сожалением признает педиатр.
По мнению Макарова, если мыслить глобально, то причина детских смертей в учебных заведениях кроется и в несовершенстве закона. В качестве примера специалист приводит столицу Казахстана, где из-за нескольких летальных случаев в учебных заведенииях власти приняли решение оснастить все школы Нур-Султана автоматическими наружными дефибрилляторами (АНД) и научить ими пользоваться персонал. В России же, даже если в учебных заведениях появятся АНД, учителя не смогут ими воспользоваться, так как оказание первой помощи людьми неврачебных специальностей не закреплено законодательно.
В статье 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прописано, что первую помощь при наличии соответствующей подготовки (или) навыков могут оказать «другие лица». Но кто именно относится к этим «другим лицам», не указывается.
«У нас хромает федеральный закон о первой помощи. И даже врач, выйдя и сняв халат, уже не имеет права оказать медицинскую помощь. Такой парадокс. Это 323-й закон, который не один раз ходил туда-сюда в Госдуме. В мире существует закон доброго самаритянина, когда человек, добросовестно оказывающий помощь, даже если она была неудачной, не имеет риска подвергнуться последующим претензиям, судебным искам и так далее. А у нас был такой случай: приехал самолет с молодоженом, там была остановка сердца, ему начал оказывать помощь врач-реаниматолог, который находился рядом, так его потом по судам затаскали», - привел пример Макаров.
Сразу несколько громких случаев остановки сердца на уроках физкультуры в школах произошли в 2018 году.
В мае прошлого года в Смоленской области 15-летнему подростку стало плохо. Учителя вызвали скорую помощь, мальчика доставили в больницу, но спасти его не удалось. Похожий случай произошел в сентябре того же года в Пермском крае. Ребенок умер до прибытия скорой помощи. В октябре 2018-го 13-летнему мальчику стало плохо на уроке физкультуры. Учитель оказал первую помощь и вызвал медиков, но ребенок умер. А в марте 2019-го в Костроме 15-летняя школьница потеряла сознание на уроке физкультуры. Скорой помощи удалось реанимировать девочку и госпитализировать в лечебное учреждение, но в больнице она умерла.
О том, как избежать детских смертей в результате остановки сердца в школах, поговорят эксперты в эфире ток-шоу «Фетисов» на телеканале «Звезда». Проблемы с законодательством, ранней диагностикой болезней и медицинскими кадрами обсудят главный специалист Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА РФ) по детской кардиологии Леонид Макаров, кандидат медицинских наук Кирилл Маслиев, заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры Евгений Ачкасов, эксперт по спортивной медицине Петр Лидов, главный тренер сборной РФ по самбо Дмитрий Трошкин, председатель Национального родительского комитета РФ Ирина Волынец и обозреватель газеты «Комсомольская правда» Александр Милкус. Смотрите новый выпуск программы «Фетисов» 12 мая в 23:00 на телеканале «Звезда».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»