Бывший узник концлагеря Освенцим 92-летний Евгений Филиппович Ковалев рассказал в интервью редакции Season Passed об ужасах войны и пытках, которые ему пришлось пройти. Он родился в 1927 году. Когда ему было три года, мать умерла. Отца он не помнит.
До 1941 года он жил с братом, а в 1941-м их захватили немцы, оккупировали деревню в Смоленске.
«Как только война началась - разбомбили нашу станцию, мы все ходили потом ее восстанавливать. Железнодорожные пути делали заново ночью… И потом все равно немцы до нас добрались. Мои братья ушли на фронт, я остался в семье старшего брата», - сказал Евгений Ковалев.
Ветеран рассказал также, что на войне в свои 12 лет он стал партизаном, а в 1943 году попал в лагерь.
«В мае месяце нас схватили эсэсовцы. "Вы чего?" - говорят. "Мы скотину ищем", - отвечаем. Я тогда с другом был. Но они не поверили и, арестовав нас, увели. Позже стали у себя еще допрашивать, издеваясь над нами. Привязали к лавкам и били плетками. Привезли нас в Рудню, там у них была тюрьма. Там недели две нас держали, допрашивали, но где партизаны, мы не сказали», - вспомнил Ковалев.
Позже его с другом немцы перевезли в Витебск, где они должны были выполнять непосильно тяжелую работу. Потом на суде постановили, что они должны отправляться в Освенцим.
«Условий содержания не было. Женщин, помню, повели отдельно, а пацанов в другую сторону. Эсэсовцы колонну выставили и погнали нас на санпропускной пункт. Там мы полностью разделись, после чего нас стали поливать холодной водой из шланга. Наголо обрили, смазали какой-то вонючей жидкостью и повели бить татуировки на руки», - сказал ветеран.
На его руке набит черный номер 149568, который он получил в лагере. Ковалев рассказал об издевательствах, которые приходилось терпеть узникам, порой это делалось просто ради развлечения надсмотрщиков. Из-за ужасных условий и психологического гнета скончалось много людей. Трупы выбрасывали из бараков прямо на улицу ночью, поутру собирали в телегу, а дальше везли в крематорий.
«Через дорогу от нас был женский лагерь. И как-то раз женщин везли в грузовых машинах на смерть. И они знали, что их везут убивать, рев был очень страшный, нечеловеческий», - поделился воспоминаниями Ковалев.
По словам бывшего узника, немцы не церемонились с пленными: если кто-то вызывал у них подозрение по любому поводу, его просто убивали.
В Освенциме вместе с остальными пленными они строили овощехранилище, занимаясь копанием и укреплением подвалов. Кормили их ужасно, на завтрак давали чай, на обед - баланду, похлебку из брюквы, а на ужин - чай и хлеб, одну буханку на четверых людей. Чтобы не замерзнуть, узники кутались в волосы и одежду, оставшиеся от погибших сокамерников. Расстрелы и пытки происходили на глазах у других, поэтому они жили с мыслью о том, что когда-то придет и их черед.
Потом Ковалева перевели в город Судеты в Чехии, в филиал лагеря Освенцим. Там он работал на радиозаводе до конца апреля 1945 года. Уже тогда стали хорошо слышны канонады артиллерии, и у оставшихся в живых появилась надежда на спасение. В 1945 году к ним пришли три чеха, которые, надев красные повязки, представились коммунистами из подпольной организации и сказали, что берут их под свою защиту. В лагере их охраняли до 4 мая, до дня освобождения пленных из Освенцима. Так он выжил в этой войне.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»