Противостояние пешеходов и автомобилистов, кажется, началось еще с появлением на улицах первых автомобилей. Согласно правилам дорожного движения, пешеход - такой же участник движения, как и автомобилист. Только некоторые об этом забывают. А выбегающие пусть даже на переход, но в наушниках, капюшоне и не оглядывающиеся по сторонам граждане вызывают у автолюбителей, мягко говоря, недоумение.
В первом полугодии 2018 года по вине пешеходов произошло более девяти тысяч ДТП, в которых погибло 1500 человек. При этом если ДТП случалось с участием пешехода, но виноват был водитель, число погибших было меньше - 1045 человек.
Адвокат, автоюрист Станислав Лагойко рассказал «Звезде» о том, как действовать и тем, и другим в случае ДТП.
«Если произошло ДТП, в котором пострадал пешеход, первым делом на место нужно вызвать скорую и сотрудников ГИБДД, не только чтобы зафиксировать происшествие, но и для оказания медпомощи», - объяснил эксперт.
Он уверен, что пострадавшему полагаться на свое самочувствие не стоит.
«Вы вроде чувствуете себя неплохо. Чуть-чуть похромали, тут тянет, там болит. И человек решает пойти домой, отлежаться. Никто не знает, какие могут быть внутренние повреждения. Были случаи, когда людям становилось плохо, вплоть до летального исхода», - рассказал Лагойко.
Помимо этого, все документы, которые выдадут пострадавшему медики, потребуются для проведения судебно-медицинской экспертизы. Именно она установит степень вреда здоровью. (Здесь нужно оговориться, что она проводится уже после того, как открыто делопроизводство по факту наезда на пешехода, и только судмедэкспертами).
«По КАСКО не предусмотрена выплата пострадавшим, это возмещение ущерба только причиненному автомобилю. А вот по ОСАГО эти выплаты разделены: причинение вреда людям и транспортным средствам», - добавил адвокат.
Если произошел наезд на пешехода, то также собирается весь пакет необходимых документов и пострадавший отправляется в страховую компанию за выплатами. В зависимости от причиненного вреда здоровью дело о наезде на пешехода будут рассматривать разные инстанции.
«Если это легкий или средний (вред здоровью - прим. ред.), тогда материалы будут рассматривать мировые судьи. И они вынесут вердикт, виновен человек или нет и к какой мере наказания его приговорить. Но пострадавший все равно получает выплату в страховой компании. Если он не согласен с суммой выплаты, тогда через суд может обратиться с иском к собственнику транспортного средства, и суд уже в общем порядке рассматривает это дело», - уточнил эксперт.
Если же вред здоровью оценивается как тяжелый, тогда следователь, который занимается этим происшествием, заводит уголовное дело.
В случае если виноват пешеход, водителю будет намного сложнее отстоять свою правоту. Станислав Лагойко отметил, что все равно автолюбитель обязан вызвать скорую и сотрудников ДПС.
«При этом водитель должен очень внимательно отнестись к фиксации следов на месте происшествия и несколько раз перечитать протокол, потому что потом все это будет отражаться при производстве автотехнических экспертиз, результатом которых будет признание или непризнание вины водителя», - сказал он.
Затем автолюбителю предстоит отстаивать свои права на уровне рассмотрения материалов, давать показания. И после того как весь материал будет собран, ему следует ходатайствовать о назначении автотехнической экспертизы. Экспертам, которые будут ее проводить, необходимо поставить несколько вопросов.
«Нужно узнать, какими пунктами правил должен был в той ситуации руководствоваться водитель, и соответствовали ли его действия с экспертной точки зрения данным пунктам», - объяснил Лагойко.
Адвокат отметил и то, что камеры, которые фиксируют, что водитель не пропустил пешехода, тоже не могут учесть всех обстоятельств. Поэтому полагаться только на них, скорее всего, не совсем правильно.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»