Вчера из Третьяковки похитили картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Злоумышленник был быстро найден, картина в целости и сохранности и вскоре снова займет свое место в экспозиции музея. Однако не все преступления, связанные с похищениями произведений искусства, удается раскрыть. «Звезда» собрала самые громкие и дорогие кражи картин в XX-XXI веках.
Самое первое известное истории похищение. «Мона Лиза», Лувр, 1911 год
Первой жертвой похитителей стала знаменитая «Мона Лиза». В 1911 году ее украл сотрудник Лувра, мастер по зеркалам Винченцо Перуджа. Нужно сказать, что мотивы у него были вовсе не корыстные: Перуджа хотел вернуть работы своего знаменитого земляка Леонардо да Винчи в Италию. Он руководствовался соображением, что художник привез картину во Францию, где ее «официально похитили».
Картина нашлась только в 1913 году. Сам вор предложил продать ее директору галереи Уффици. Суд расценил такое «проявление патриотизма» как некий смягчающий фактор и дал похитителю небольшой тюремный срок - всего 1 год и 15 дней.
Самая «популярная» картина у воров. Портрет Якоба де Гейна III, 1968 год
Из-за своего небольшого размера (29,9 см х 24,9 см) картина «Портрет Якоба де Гейна III» кисти Рембрандта как минимум четыре раза становилась объектом повышенного внимания воров. Ее даже назвали «Рембрандт на вынос».
При этом все четыре раза ее возвращали анонимно. В последний раз ее крали прямо по сценарию фильма «Миссия невыполнима». Вор спустился с потолка, разбив стеклянный купол Далвичской картинной галереи, забрал полотно и успешно поднялся назад. Вернули произведение искусства только через три года.
Самое массовое похищение. Двадцать картин Ван Гога, музей Ван Гога в Амстердаме, 1991 год
Двадцать картин воры смогли похитить из музея Ван Гога в Амстердаме. Самое удивительное, что охрана даже не заподозрила неладное. Больше часа воры осматривали экспозицию, выбирая картины получше. А затем свернули их и без проблем вышли из музея, реквизировав машину охраны. Нашли их довольно быстро: правоохранителям удалось обнаружить все полотна в заброшенной машине. Похитителями оказались четверо мужчин, в том числе двое сотрудников охраны музея.
Самый «популярный» у воров художник.
Самым популярным у похитителей стал испанец Пабло Пикассо. В розыске сейчас более 1000 его полотен. Их крали и из частных коллекций (в 2012 году из дома чешского бизнесмена пропали десять рисунков художника), и из крупных музеев, таких как Национальная галерея в Афинах, галерея «Кюнстхал» в Ротердаме, Музей современного искусства в Париже и других.
Самая дорогая кража произведения декоративно-прикладного искусства. Золотая «Сальера» Челлини, 2003 год
В 2003 году неизвестный по строительным лесам смог проникнуть в Венский историко-художественный музей. Он разбил окно на втором этаже и забрал единственное сохранившееся произведение работы итальянского мастера Бенвенуто Челлини - золотую «Сальеру». Эта солонка принадлежала королю Франции Франциску I. Ее стоимость - около 60 миллионов долларов. Она считается самым дорогим произведением декоративно-прикладного искусства в мире.
Самая дорогая кража картин. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, 1990 год
В 1990 году воры, переодевшись полицейскими, смогли вынести из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне 13 полотен. Число похищенных шедевров и так велико, но среди них оказались и две картины - «Шторм на море Галилейском» Рембрандта ван Рейна и «Концерт» Вермеера. Только они оцениваются в 500 миллионов долларов каждая.
Самая лояльная к похитителям страна
В Голландии согласно законодательству через 20-30 лет похитители могут абсолютно законно потребовать признания за ними права собственности на украденные картины. Вот такое лояльное законодательство, точнее, как говорят эксперты, пробелы в нем.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»