МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

Транспортная мобильность армии: разработчик о перспективах Ил-112 и ПАК ТА

О будущем военно-транспортной авиации и о том, почему Россия должна создавать собственные пассажирские самолеты, в интервью «Звезде» рассказал главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов.
Александр Пешков 2018-12-28 14:03:01
© Видео: ТРК "Звезда"

Николай Дмитриевич Таликов родился 22 мая 1945 года в Новосибирске. В ОКБ им. Ильюшина работает более 50 лет. Прошел путь от техника-конструктора до Главного конструктора и заместителя Генерального директора. Принимал участие в создании самолета Ил-76 как конструктор, представитель КБ на летных испытаниях. Решал сложнейшие вопросы боевого применения Ил-76 и его модификаций в части десантно–транспортного оборудования, работал над созданием других модификаций самолета. Участвовал в тушении пожаров на военных складах боеприпасов в Ереване и Владивостоке с применением самолета-пожарного Ил-76П, трижды участвовал в уникальных и сложных рейсах самолета Ил-76МД-ТД в Антарктиду на станции «Беллинсгаузен», «Молодежная» и «Новолазаревская». В качестве Главного конструктора Николай Дмитриевич Таликов руководил разработкой турбовинтового пассажирского самолета Ил-114 и его модификаций, запуском в серийное производство на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова.

Довольны ли Вы темпами производства Ил-76МД-90А?

В эту субботу состоялся визит большой представительной делегации ВКС во главе с замминистром обороны Алексеем Криворучко. На этом совещании обсуждалось состояние дел по всей военной тематике, которой занимается АК «Ильюшин». Первый вопрос, который рассматривался, это состояние работ по самолету Ил-76МД-90А. У нас сегодня на испытаниях находятся два самолета. Первый проходит летные, второй - ресурсные и статические испытания. Одновременно с этим буквально в эти дни идет работа по передаче еще двух самолетов в эксплуатацию. Сегодня летают и «девятка», и «десятка».

Работа идет. Естественно, министерство обороны высказывает некоторое недовольство темпами работ, которые можно объяснять рядом причин. Прежде всего, в ОКБ идет смена поколений, и те ошибки, которые возникают при проектировании, тормозят работы по этим самолетам. Но испытания идут. Два самолета эксплуатируются в Ивановском ценре боевого применения. Два самолета переданы в Таганрог. Два самолета, как я уже говорил, на летных испытаниях. Один из них будет участвовать в продолжении программы летно-конструкторских испытаний, потому что на одном самолете тяжело провести весь объем.

Как продвигаются работы по транспортнику Ил-112?

На сегодняшний день в Воронеже проходит первую аэродромную отработку первый опытный самолет. Заместителю министра в ходе его визита в Воронеж было доложено о ходе мероприятий по подготовке самолета к летным испытаниям. Показали гонку двигателей и внутренние объемы самолета, чтобы представить, что это за самолет. На сегодняшний день в этой машине есть большая необходимость. Потому что самолет Ан-26, на смену которому идет Ил-112, сходит с эксплуатации. Осталось буквально намного меньше самолетов. Поэтому им срочно нужна замена.

В следующем году в январе мы должны поднять самолет в воздух, поэтому все работы, которые ведутся по этой машине, направлены на обеспечение первого вылета. В январе мы должны закончить аэродромные отработки и выполнить первый полет. После двух-трех полетов в Воронеже самолет будет перегнан в Жуковский для продолжения летно-конструкторских испытаний. Шел разговор о заказе еще двух самолетов, на которых мы сделаем все мероприятия, которые должны были сделать на единице, но, еще раз говорю, из-за смены поколений конструкторов не смогли воплотить в жизнь.

Как будет вестись устранение сложностей, о которых говорил в ходе визита Криворучко, - в частности, по снижению веса планера?

Основной вопрос, который перед нами стоит и на который обращает внимание заказчик, это перетяжеление самолета. Да, мы перетяжелили самолет, но, откровенно говоря, труд конструктора таков, что зачастую возникают подобные вопросы. К примеру, на Ил-76 мы проводили три этапа облегчения конструкции. Это естественно.

Но в данном случае речь идет о легком военно-транспортном самолете. У него взлетная масса порядка 21 тонны, а перетяжелили мы его прилично. Но мы доложили о всех мероприятиях по снижению веса, которые обязаны сделать, и считаем, что в марте месяце мы представим доказательства по снижению массы конструкции.

Как продвигаются работы по техническому обслуживанию Ан-124 «Руслан», которое проходит в отрыве от производителя?

В силу сложившейся ситуации между Россией и Украиной самолет оказался без конструкторского сопровождения, поэтому оно возложено на наше мероприятие. Мы занимаемся Ан-124, а «Мясищев» - всеми остальными самолетами, от Ан-2 до Ан-12. Мы справляемся вместе с «Авиастаром» с продлением ресурса и поддержанием ресурса двигателя Д-18. Сегодня самолеты летают, выполняют серьезные задачи, в том числе по переброске в Сирию.

На базе Ил-76МД-90А создан самолет ДРЛО А-100 и топливозаправщик Ил-78М-90А. А какие гражданские модификации этой машины разрабатывет «Ильюшин?

Два самолета, переданные в Таганрог, связаны как раз с их превращением в самолеты ДРЛО. Самолет-заправщик у нас проходит испытания в Ульяновске, и в ближайшее время будет передан заказчику.

Что касается других модификаций, а их значительное количество, - они будут выпускаться на базе ульяновских машин по требованию заказчика. Мы подписали решение о создании гражданских модификаций самолета, которые будут называться Ил-76 ТД-90А. Необходимость в них есть, и запросы идут как от нашей коммерческой авиации, так и от иностранных заказчиков.

Будет ли создаваться пассажирская версия Ил-112?

Мы видим только создание грузовой версии этой машины. Это в планах. А создание пассажирской версии мы обсуждали в 2014-2015 годах на совещании довольно приличного уровня, где было признано, в том числе со стороны гражданской авиации, что создание такой модификации нецелесообразно.

Это связано с диаметром фюзеляжа?

Нет. Это связано со сложностью переделки транспортного самолета в гражданский. Если взять самолеты Ан-24 и Ан-26, то это яркий пример переделывания одного самолета в другой.

Получается не совсем то, что нужно. Это и перетяжеление самолета, и прочие вопросы. Поэтому создавать такую машину мы не намерены. Тем более, что будет самолет Ил-114 в удобных для авиакомпаний компоновках.

Эскизный проект Ил-276 планируется представить в следующем году. Можно ли уже сегодня раскрыть подробности, какая это будет машина?

Сегодня идут работы, мы готовим защиту эскизного проекта этого самолета на апрель месяц. ОКБ работает над этим вопросом, буквально несколько минут назад завершилось очередное совещание по этому самолету, на котором рассматривался ход работ. Машина сможет перевозить груз массой до 20 тонн. Поперечник грузовой кабины будет иметь размерность самолета Ил-76. Работы идут, в 2025 году мы должны закончить все испытания и передать самолеты в эксплуатацию.

Сверхтяжелый транспортный самолет на смену «Руслану». Насколько, по Вашему мнению, этот проект реален, даже при условии, если на него выделяют всё необходимое финансирование?

В советское время мы приступали к такой программе, самолет назывался Ил-106. По сути дела, он должен был прийти на смену Ан-124. Нужно понимать, что ресурс у «Руслана» довольно значительный, и рано или поздно такой вопрос перед войсками встанет. Работы мы по этому самолету продолжаем. Вопрос в двигателе, он должен быть соответствующей мощности. Пока у мотористов работы идут, но не очень активно. Как только будут созданы эти двигатели, работы по сверхтяжелому транспортнику будут продолжены.

Как продвигаются работы по возобновлению производства Ил-96-400М?

Самолет Ил-96, конечно, нужен стране. То, что на сегодняшний день в коммерческой авиации засилье Boeing и Airbus, я считаю недопустимым. Потому что нужно продолжать производство своих машин, а не закупать иностранные. Кроме того, взаимоотношения с западом довольно неустойчивые и в любой момент могут быть введены новые санкции, и тогда вся гражданская авиация России просто рухнет.

Я считаю, что для дальних расстояний нужен свой самолет - тем более, что он есть. Президент, представители силовых структур летают на самолетах Ил-96-400, и поэтому мы всячески заинтересованы и убедили правительство, что эта машина стране нужна и ведем работы по самолету Ил-96-400М. В нашем понимании этот самолет на 380 мест, но некоторые заказчики требуют чуть больше 400. Лично я считаю, что пассажиру летать «по стойке смирно» нельзя, особенно если речь идет о 8-10 часах в воздухе. Он просто устанет, и к машине будет полнейший негатив. Первый самолет будет построен в 2020 году.

Какие у «Ильюшина» планы на 2019 год?

Мы будем продолжать работы по Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А, Ил-112. Ожидаются первые вылеты и передача машин в эксплуатацию. Также будут развернуты работы по Ил-96-400М, и мы готовим защиту проекта Ил-276. Работы предостаточно. Дай бог справиться с ней.

Вторую часть интервью смотрите на сайте телеканала «Звезда» 3 января. 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню