Российские космонавты проведут на МКС испытания новых электроракетных двигателей, использующих в качестве рабочего тела йод. Об этом сообщает Роскосмос, а разработка подготовлена в ЦНИИмаш.
Разработкой перспективных электроракетных двигателей занимаются ученые в разных странах. Минувшим летом специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» разработали и запатентовали новый вид электроракетного двигателя, использующего реактивный йод. Летом же установка успела пройти наземные испытания.
Впервые идея такого двигателя появилась еще в конце прошлого века - ее выдвинул старший научный сотрудник корпорации «Энергия» Валерий Островский. Первые версии были оборудованы газораспределительным устройством, запуск производился на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода.
Пока электроракетные двигатели такого типа никогда не испытывались в условиях открытого космоса, хотя у йода, считают ученые, огромный потенциал, и через несколько лет йодные двигатели смогут стать самыми массовыми среди электроракетных космических двигателей.
В настоящее время в качестве движительного элемента в подобных двигателях используется ксенон, который, несмотря на некоторые преимущества, является дорогостоящим и сложным в добыче элементом. Кроме того, его нелегко хранить. Ну а йод можно хранить в твердом состоянии, которое он легко меняет на газообразное.
После того как завершатся все испытания нового двигателя на МКС, начнется вторая стадия - с использованием грузового корабля «Прогресс», который должен будет отстыковаться от МКС и месяц находиться на орбите на двигателях, работающих на йоде.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»