МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

Исполнилось 130 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева

По словам последователей легендарного авиаконструктора, у него было своеобразное инженерное мышление, позволявшее принимать оригинальные решения, которые воплощались в дальнейшем в самолеты.
Валентин Гвоздев 2018-11-10 15:05:00

Сегодня, 10 ноября, исполняется 130 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполева. Среди выдающихся советских авиаконструкторов Туполев занимает особое место. Основоположник отечественного цельнометаллического самолетостроения, он воспитал целую плеяду видных конструкторов и ученых, возглавивших авиационные и космические КБ. На самолетах, созданных под его руководством, установлено более 270 мировых авиационных рекордов.

Стратегический ракетоносец Ту-160 - гордость отечественного авиастроения. Самолет, равного которому нет в мире, был создан благодаря Андрею Николаевичу Туполеву - человеку, задавшему вектор развитию мирового авиастроения.

Еще в начале 1920-х годов Туполев первым предложил проект самолета, целиком выполненного из металла. Это была настоящая революция в авиастроении. Его АНТ-2 превзошел по характеристикам и английский «Бристоль», и немецкий «Юнкерс». Для авиации Страны Советов наступает время стремительного подъема. Начинается эпоха триумфальных перелетов и мировых рекордов, каждый из которых связан с именем Туполева.

«У него было своеобразное инженерное мышление, позволявшее принимать оригинальные решения, которые воплощались в дальнейшем в самолеты, начиная с первого металлического самолета и кончая самым большим самолетом, боевым Ту-160», - рассказал Александр Косарев, заместитель генерального директора по летным испытаниям "ПАО Туполев", директор Жуковской летно-испытательной доводочной базы.

Имя Туполева гремело на весь мир, однако, несмотря на его заслуги перед страной, в октябре 1937 года его арестовывают по обвинению во вредительстве и сотрудничестве с иностранными разведками. Находясь в заключении, конструктор продолжает работу в закрытом КБ НКВД, так называемой «Туполевской шаражке». В этих тяжелейших условиях на свет появляется Ту-2 - выдающийся бомбардировщик Второй мировой, не уступавший в скорости даже истребителям. В июле 1941 года Туполева досрочно освобождают, но полностью реабилитируют его лишь в 1955 году.

«Эта тема была как бы закрыта дома, то есть дед всегда говорил, что Родину не выбирают, она такая, какая есть. Эту тему он никогда ни с кем не обсуждал дома. Несмотря на то что ему, конечно, досталось в 1930-е годы», - рассказал «Звезде» Андрей Туполев, внук академика Туполева, советник генерального директора «ПАО Туполев».

После войны Туполев создает первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104. А чуть позже и дальнемагистральный пассажирский лайнер Ту-114, прототипом которого послужил символ холодной войны - стратегический бомбардировщик Ту-95, и ныне составляющий основу дальней авиации.

«Вне зависимости от годов выпуска эти самолеты, несомненно, являются современными с точки зрения своих характеристик, и в настоящее время конструкторское бюро Туполева ведет работу по увеличению назначенных сроков службы, ресурсов, а также по модернизации и повышению их эффективности», - рассказал Василий Огородников, врио начальника 155 военного представительства КБ Туполева.

Венцом творения Туполева стал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. По сути, это было еще одно соревнование эпохи холодной войны. Параллельно с советским лайнером создавался англо-французский «Конкорд». Отечественные конструкторы не уступили своим западным визави.

Все самолеты Туполева объединяет общая черта - их безупречный внешний вид, которому конструктор уделял не меньше внимания, чем надежности. Недаром самый большой в мире сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 называют «Белый лебедь». Легендарный авиаконструктор говорил: «Некрасивый самолет не полетит». Свои «лебединые» изгибы Ту-160 получил уже после ухода из жизни Андрея Николаевича, но отнюдь не без его участия. Создать такую машину в кратчайшие сроки без наработок, полученных в ходе создания Ту-144, было бы просто невозможно. Он любил свои самолеты, как собственных детей, и навсегда вошел в историю мировой авиации.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню