В Русском музее впервые произведения искусства можно изучить не сдвигая их с места, а результаты такого исследования практически мгновенно появятся на экране ноутбука. Специальную мобильную лабораторию ученые используют, чтобы определить подлинность того или иного полотна, увидеть буквально всю историю картины и определить, какой материал использовался для создания той или иной скульптуры, чтобы правильно выбрать технику реставрации и многое другое. При этом музейные ценности могут оставаться на своих местах.
Для примера можно рассмотреть знаменитую картину «Волна» Ивана Айвазовского. Работу изучают с помощью инфракрасной съемки - и вот под живописным слоем проступает изначальный авторский рисунок - экспрессивные контуры волн и даже отсутствующие в итоговом варианте предметы.
«Мы видим подготовительный рисунок бревна или мачты, различные варианты - автор искал изображение, но решил не здесь, а перенес в низ картины мачту с людьми», - рассказал в интервью «Звезде» ведущий инженер отдела технологических исследований Государственного Русского музея Вячеслав Торопов.
Такая мобильная лаборатория абсолютно незаменима для изучения таких картин, как «Последний день Помпеи» Брюллова. Ведь такие большие полотна невозможно исследовать в лаборатории. Через двери музея проходят картины высотой только до 2,5 метров, поэтому эти шедевры можно изучать только на месте.
Портативный спектрометр, входящий в состав лаборатории, определяет химический состав любого покрытия. Раньше для такого исследования требовалось внушительное оборудование и очень много времени, а теперь всего 10 секунд - и прибор выдает результат анализа. Так можно легко обнаружить подделку или определить состав любого произведения искусства для более грамотной его реставрации. Все оборудование просто в использовании.
Аналогов такой мобильной реставрационной лаборатории в России нет.
«Можно выехать и, буквально в течение дня собрав аппаратуру, зафиксировать состояние памятника «инситу» - в поле. Плюс к тому есть возможность использовать такие лаборатории в случае военных конфликтов», - рассказал заведующий отделом технических исследований Государственного Русского музея Сергей Сирро.
Такая лаборатория точно пригодилась бы в древних сирийских городах, разрушенных войной, в той же Пальмире. Там, где боевиками уже практически уничтожены сотни памятников мирового значения. Но многое еще можно спасти и восстановить - в том числе, используя такую вот «скорую помощь» для предметов искусства.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»