Заместитель министра обороны Андрей Картаполов на этой неделе совершил первую масштабную инспекцию специальных морально-психологических учений. И по этой поездке в Восточный округ уже можно понять, как будет выглядеть военно-политическая работа в наши дни.
Окоп с видом на Тихий океан - это одна из привилегий службы на Камчатке. Страна начинается здесь, и они ее первые защитники. Разведвзвод с утра как на вулкане. Тема учений - хуже не придумаешь. Взвод несет потери в обороне. Есть раненые и получившие психогенные травмы. Взводный вызывает армейскую скорую на передний край.
Вместе с медицинскими сестрами на переднем крае военные психологи. Их работа, на первый взгляд, не видна. Но она может творить чудеса, возвращать в строй тех, кого взвод, казалось, потерял как бойцов. Но для этого некоторых пострадавших нужно вывести в ближайший тыл в медсанбат, где слова психолога не заглушают взрывы и не стоит дым над водой. Заместитель министра обороны Андрей Картаполов не столько инспектирует учения по морально-психологическому обеспечению боевых действий, сколько помогает советом, делится своим боевым опытом.
Для Андрея Картаполова, который полгода командовал нашей военной группировкой в арабской республике, только те приемы психологической помощи имеют силу, которые прошли проверку боем. Но определять это должны профессионалы. Заместитель министра советуется с главным психологом Тихоокеанского флота Алией Кользиной. Капитан 3-го ранга служила на авиабазе Хмеймим.
«На постах, когда люди стояли три месяца, у них накапливалась усталость. Вот в этом случае хороши медитация и аутотренинг», - советует Алия Кользина, начальник центра психологической работы ТОФ.
От психологов генерал Картаполов идет в храм, благо, они на этих учениях рядом. По сути служба проходит в армейской палатке. Но довольно быстро на скромное убранство полевой церкви перестаешь обращать внимание. Название нового главка в Министерстве обороны перекликается с советским Главпуром. Но российское политуправление в своей работе будет опираться на священников и психологов.
С дождливой Камчатки борт с заместителем министра обороны перелетает в солнечную Читу. В столице Забайкальского края отмечают 73-ю годовщину со дня окончания Второй мировой войны. Именно отсюда, из окрестностей Читы, в августе 45-го шло общее руководство Маньчжурской операцией. Генерал Картаполов назвал ее одной из самых выдающихся в истории Второй мировой войны.
«Отечественное военное искусство обогатилось опытом небывалой по тем временам перегруппировки войск с запада на восток страны от девяти до двенадцати тысяч километров. Маневры крупными силами на горно-таежном и пустынном театре военных действий. Взаимодействие Сухопутных войск с силами флота и авиацией. И этот опыт мы не имеем права забыть», - говорит заместитель министра обороны РФ.
В городской парк Победы пришли все оставшиеся в живых участники этого сражения с японской Квантунской армией.
«Я был шофером. Таскал противотанковую 76-миллиметровую пушку. Опасна ли шоферская жизнь на фронте? Еще как опасна. Что самое опасное? Самое главное, целятся машину подстрелить, а ты в ней - вот тем и опаснее, чем пехотинцу», - вспоминает ветеран ВОВ Николай Богодухов.
Николай Богодухов брал Мукден, Порт-Артур. В парке выставили фронтовые машины. И мы с фронтовым водителем Богодуховым пошли искать те марки, на которых он пробирался по сопкам Маньчжурии. Его «Студебеккер» не нашли, зато он сразу узнал «Виллис», на котором после войны двадцатилетний ветеран возил заместителя командующего Забайкальским округом. Ловко открыл капот, внимательно все осмотрел и шепнул мне, что двигатель не родной, уже новый. Увидел заместителя министра обороны и попросил меня пригласить Андрея Картаполова к нему в машину. Музыка заглушила их диалог. Но тут, кажется, и так ясно что два военных человека быстро нашли общий язык.
Генерал Картаполов позже признался, что больше всего его порадовало большое количество молодежи на этом празднике. Читинский отряд «Юнармии» заместитель министра обороны пригласил на полигон Цугол, где на следующий день прошли специальные морально-психологические учения. Эти разведчики мотострелковой бригады из Забайкальского края не занимались ни скейтбордом, ни серфингом. Баланс научились держать на степном полигоне. Баланс - это основа морально-психологических учений.
Разведчиков учат балансировать на грани при захвате пленного. На крохотном пятачке моделируются разведвыход и умение выбрать самого полезного «языка». Рядом мотострелки три минуты смотрят на карту, потом с закрытыми глазами должны по ней сориентироваться. Андрею Картаполову это упражнение понравилось больше всего.
Но это только психологическая разминка перед боем. Условный противник раз за разом пытается вывести из равновесия солдат и офицеров бригады, которая держит оборону. То вертолеты посеют листовки с объяснениями, почему выгоднее сдаться. То громкоговорители донесут пораженческие настроения душевным женским голосом. И тут же атака, которая для тех, кто держит оборону, всегда психическая. Противостоять такому валу негатива могут только крепкие духом воины. Замполиты заранее готовят актив, самых смелых солдат, они могут подбодрить своих товарищей во время боя. Мобильные группы военных психологов носятся вдоль линии фронта на «Тиграх», готовые оказать скорую психологическую помощь.
«Как он может помочь словами, действиями? Любыми возможными способами, просто психологическая поддержка. Ваня, встань, взбодрись, возьми оружие и за мной двигайся, за мной стреляй. То есть активизировать его», - объясняет Александр Захаров, начальник центра психологической работы ВС РФ.
Военные психологи вооружены не только пистолетами. Они приносят на передовую такие гаджеты, за которые раньше солдат мог получить нагоняй. Теперь выяснилось, что инженеры человеческих душ и яд могут превратить в лекарство. Сразу после боя в окоп приходят психологи с вот таким комплектом. Здесь ноутбук, очки, в которых цветомузыка, наушники, в них расслабляющая музыка. Программа заведена под релакс. Боец отдыхает и расслабляется. Если, наоборот, надо идти в атаку, то программа меняется, и звучит мобилизующая музыка.
Такие очки, конечно, помогут не всем. Тех, кого не так просто вернуть в строй, отправляют в ближайший тыл. А там все лучшие друзья замполитов. Они должны вернуть солдату веру в собственные силы. Отец Евгений служил в Сирии вместе с генералом Картаполовым. Заместитель министра высокого мнения об этом молодом батюшке. Похоже, с созданием Главного военно-политического управления роль полковых священников будет становиться все весомее.
Религиозные учреждения в полях все больше маскируются под армейский фон. А вот этот купол явно выделяется на фоне армейских палаток. Что это? Планетарий? Станция слежения за космическими объектами? Оказалось, это проект нового пункта психологической реабилитации. Такой полевой санаторий. Прежде всего для летчиков. Он и стоит рядом с аэродромом. Экипажи здесь ждут последние разработки военных психологов.
Асам дают возможность переключиться с боевого задания на игру. Министерство обороны планирует установить куполы «хорошего настроения» на всех военных аэродромах. Заместитель министра обороны тоже побывал под этим куполом. Но его настроение навеяно всем, что он увидел в ходе специальных маневров.
«Сегодня войска реализовали именно то, что, в принципе, должны были сделать. У нас получилось то, что должно быть на самом деле. Политработники и все силы и средства морально-психологического обеспечения работали для солдата, с солдатом на переднем крае, где они наиболее востребованны. И так мы эту работу будем продолжать. Для этого и созданы военно-политические органы», - отмечает заместитель министра обороны РФ.
У этих учений на полигоне Цугол были и свои зрители. Тот самый отряд юнармейцев из Читы. Они передали мотострелковой бригаде солдатские письма. Послания объединили в брошюре хорошего полиграфического качества. Здесь тоже растут профессионалы политической работы. Одно такое солдатское письмо подарили генерал-полковнику Андрею Картаполову.
Ну а уже на следующий день после специальных учений в Восточном военном округе Андрей Картаполов получил из рук министра обороны личный штандарт. Этот особый знак символизирует персональную ответственность за руководство органами военного управления.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»