В августе между США и Россией возникла заочная перепалка, поводом для которой стали претензии Вашингтона. Мол, Москва не исполняет свои обязательства по международному договору «Открытое небо». В этой связи США пригрозили выходом из этого договора, пишет обозреватель. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала претензии американской стороны безосновательными. Она увидела в них всего лишь повод «либо для очередного давления на Российскую Федерацию, либо для санкций». После привычного «обмена любезностями» вопрос об «Открытом небе» повис в воздухе. «Армейский стандарт» попытался выяснить, насколько опасен для России выход США из этого договора.
Идея выработки договоренностей, которые бы позволяли наблюдать с воздуха за военной деятельностью таких государств, как США и СССР, в интересах снижения напряженности в отношениях и повышения уровня доверия, возникла еще в середине 50-х годов прошлого века. Эти предложения легли в основу разработки договора «Открытое небо», который был заключен в Хельсинки в 1992 году. Его подписали 23 страны. Соглашение вступило в силу в 2002 году.
Его цель - повышение транспарентности и укрепление доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью. Сегодня подписантами договора являются уже 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.
Участники договора по открытому небу имеют право на специальном разведывательном самолете, оснащенном сертифицированной фото- и видеоаппаратурой, облетать территорию любой из стран - участниц соглашения, чтобы убедиться в соблюдении действующих договоров в области контроля над вооружениями. При этом сроки и количество воздушных инспекций определяются системой квот. Россия, Белоруссия и США, к примеру, имеют право делать по 42 полета ежегодно. Канада, Великобритания, Италия, Турция, Германия, Франция и Украина - по 12 полетов, а, допустим, Португалия - у нее самая маленькая квота - всего два полета.
Причем по условиям соглашения во время полетов на борту специального разведывательного самолета должны находиться представители инспектируемой страны, которые не имеют права прерывать облет, мотивируя свое решение даже интересами национальной безопасности.
Ухудшение отношений между Россией и США в последние годы не могло не сказаться на условиях выполнения договора по открытому небу. Вашингтон начал обвинять Москву в том, что она начиная с 2014 года ограничила полеты над Калининградской областью, а также вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. Москва, в свою очередь, предъявила претензии Вашингтону в длительных задержках при согласовании полетов над территориями Соединенных Штатов в Тихом океане. В ответ США в прошлом году предупредили, что планируют ввести еще большие запреты для российских инспекторов для полетов над Гавайями, ограничив дальность - не более 900 километров. Российским самолетам было также запрещено садиться на аэродромы ВВС США базы Робинс в штатах Джорджия и Эллсуорт в Южной Дакоте, которые ранее использовались для дозаправки и отдыха экипажей. Ответом российской стороны стал аналогичный запрет на использование трех наших аэродромов.
Однако, как считают опрошенные «АС» эксперты, все эти политические «разборки» могут быть всего лишь прикрытием истинной причины отказа США от исполнения обязательств по договору. И причина эта абсолютно банальна - технические проблемы: у США просто нет самолетов для проведения инспекций по программе «Открытое небо». Читать далее…
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»