Непростая карьера Фрэнсиса Гарри Пауэрса, сбитого в самолете U-2 над Советским Союзом в 1960 году, заставила американских военных пересмотреть свой подход к проведению воздушной разведки над территорией вероятного противника. Споры относительного будущего военной аэрофотосъемки привели к разделению американских военных на два лагеря. Первые утверждали, что человек должен постоянно контролировать технику, а к провалу миссии Пауэрса привели исключительно недостатки самолета. Другие же полагали, что с подобными задачами могут справиться беспилотные летательные аппараты.
В результате на свет появился высотный скоростной самолет-разведчик SR-71, «поймать» который в непосредственной близости от воздушного пространства СССР могли только сверхскоростные советские истребители МиГ-25 и МиГ-31.
Несмотря на то что выбор был сделан в пользу пилотируемого варианта, мнение членов второй группы военных, предлагавших использовать для разведывательных миссий исключительно беспилотный аппарат, тоже учли при разработке разведывательных систем. Сторонники беспилотного разведчика давили на самую больную точку: даже в случае уничтожения потенциальному противнику могут достаться лишь корпус и часть аппаратуры, но не летчик со сверхсекретной информацией.
Параллельно с проектированием SR-71 был проработан и крайне «экзотический» проект беспилотного самолета-разведчик D-21, аэродинамическую схему которого позаимствовали у пилотируемого самолета. Самолетом-носителем для уникальной системы выбрали бомбардировщик В-52, на который в «разведывательном» варианте вместо бомб под правое и левое крыло подвешивали по одному беспилотнику.
Правда, хорошая боевая судьба у D-21 не сложилась. Несмотря на то что аппаратно-программная часть самолета позволяла совершать резкий набор высоты на скоростях более 3,5 числа Маха, БРЭО разведчика нещадно подводило американских военных в каждом четвертом разведывательном полете. Ввиду конструктивных недостатков проект был заморожен и в начале 70-х закрыт.
Атмосферный фронт
В конце 60-х - начале 70-х в СССР также активно работали над беспилотными самолетами-разведчиками. В 1961 году на крыло поставили один из самых первых тактических беспилотников - Ту-123 «Ястреб». К 1976 году подоспела его замена: с учетом накопленного опыта был разработан и принят на вооружение Ту-143 «Рейс» - один из самых массовых, надежных и простых в эксплуатации беспилотников для мониторинга обстановки вдоль линии фронта. Для своего времени «Рейс» получился удачным и дешевым одновременно: в конструкции использовались легкие сплавы и композиты, каналы связи позволяли оперативно получать фото и видео, а бортовой компьютер самостоятельно возвращал беспилотник к месту пуска после отработки полетного задания.
Одновременно с созданием Ту-143 в КБ Туполева закипела работа над универсальным самолетом-разведчиком, способным в автоматическом режиме проводить стратегическую разведку на большой дальности. Предполагалось, что летательный аппарат такого типа, обладающий высокой скоростью полета и оснащенный мощной фотоаппаратурой, будет способен проводить разведку местности до того, как попадет в зону досягаемости зенитных управляемых ракет и будет максимально плохо «светиться» на обзорных экранах РЛС войск ПВО.
Гиперзвуковой самолет-разведчик, получивший шифр «Ворон», был выполнен с учетом всего накопленного советскими учеными опыта: интегральная схема со стреловидным крылом, высокий уровень теплозащиты, благодаря которому вся бортовая электроника работала без сбоев. Предполагалось, что высокую скорость полета будет обеспечивать прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-012 - один из некогда секретных проектов отечественных разработчиков. Силовую установку для беспилотника не создавали с нуля. Задачей авиастроителей стала максимально тонкая настройка под БПЛА уже спроектированного коллективом ОКБ-670 маршевого двигателя, созданного для крылатой стратегической ракеты «Буря».
Благодаря уникальному «пламенному сердцу» расчетная максимальная скорость самолета-разведчика составила 3,9 числа Маха - почти пять тысяч километров в час. Недостижимый показатель для всех атмосферных БПЛА той эпохи, построенных за рубежом.
«Исключительно беспилотная конфигурация разведчика позволяла превращать массивные бомбовозы Ту-95 в носители разведывательных БЛА с дальностью полета до трех тысяч километров, что в теории сокращало время между разведкой цели, доразведкой и нанесением удара до минимума», - отметил в интервью «Звезде» кандидат технических наук инженер-конструктор Сергей Громов.
Вопреки расхожему мнению, уникальный проект не стали доводить до серийного производства не из-за нехватки ресурсов или дефицита идей. Так же как и американский пилотируемый разведчик SR-71, советский «Ворон» уступил свое место более продвинутым средствам видовой разведки - космическим аппаратам.
Три в одном
Почти сразу после завершения Второй мировой как американские, так и советские авиастроители стали активно размышлять над тем, как защитить от атаки истребителей противника тяжелые бомбардировщики, не прибегая при этом к перепроектированию борта. Изящное, хотя и очень спорное решение нашлось у обеих сторон: в США был разработан «самолет-уродец» McDonnell XF-85 Goblin, который размещался под фюзеляжем бомбардировщика Convair B-36 в качестве «самолета-паразита».
В СССР пошли другим путем: для защиты бомбардировщиков Ту-4 был доработан истребитель МиГ-15бис, который «цепляли» за огромный турбовинтовой самолет с помощью системы буксировки «Бурлак». Относительная эффективность таких конструктивных решений как в США, так и в СССР не позволила наладить массовое производство, хоть и послужила базой для нескольких вспомогательных систем, включая системы дозаправки воздухом в полете.
Однако тему летательных аппаратов, способных действовать как в защите, так и в нападении не забыли. В 2017 году американская компания General Atomics Aeronautical Systems представила прототип боевого беспилотника Gremlin, который заявлялся как один из вариантов боевого оснащения для обычных истребителей. Ранее подобные работы проводились и в России: в рамках ОКР по теме беспилотных летательных аппаратов с воздушным стартом российскими специалистами был разработан и испытан универсальный БПЛА воздушного старта, способный решать несколько задач одновременно.
«Есть основания считать, что отечественная машина сочетает в себе как разведывательные, так и в некоторой степени ударные возможности. Последние закладываются с целью расширения круга решаемых задач, но основным направлением, для которого создаются БПЛА этого типа, пока остается улучшение ситуационной осведомленности летчиков при одновременном снижении риска», - рассказал «Звезде» эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов.
По его словам, ряд мер, включающих в себя повышение интеллектуализации «борта», использование защищенных каналов связи и многое другое, может значительно повысить эффективность боевой работы ВКС в ближайшей перспективе.
При этом ключевые решения в этой области позволяют специалистам сделать вывод относительно будущего беспилотных летательных аппаратов. Эксперты отмечают, что защита от воздушного нападения, о которой уже сейчас говорят некоторые зарубежные производители, на текущем этапе развития авиационной техники и средств противодействия остается скорее рекламным трюком, чем работающей в боевых условиях технологией.
Денис Федутинов полагает, что основное внимание и соответствующее воздействие БПЛА будут осуществлять по целям на земле.
«Вопросы борьбы с воздушными целями будут в значительной степени представлять собой дело более отдаленного будущего», - добавил он.
Прогресс в области разработки передовых материалов и компонентов для электронной «начинки» БПЛА позволит в ближайшие несколько лет достичь серьезных результатов и значительно опередить все разработки прошлых лет. По мнению экспертов, боевые беспилотные машины разного типа и назначения не просто научатся обнаруживать и поражать цели на земле, но и, вероятнее всего, будут интегрированы в авиационные полки, что позволит снизить нагрузку на экипажи и одновременно повысить качество выполнения боевых задач. Летчикам, пилотирующим истребители или ракетоносцы, в этой схеме отводится роль операторов вооружений.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»