Москва сегодня простилась с Владимиром Войновичем. Писателем, по жизни которого можно изучать кривую отношений между властью и интеллигенцией в нашей стране. Сначала он был признан и обласкан, потом выслан за рубеж и лишен гражданства, а потом вновь принят с распростертыми объятьями.
Он сумел покорить людей совершенно разных взглядов и профессий. Проститься с Владимиром Войновичем приходят поэты и музыканты, фотографы и актеры, политики и художники. И говорят они не только о силе слова, о силе духа писателя, который никогда не боялся правды, даже если она грозила ему карьерным пике.
«Все знают "На пыльных тропинках далеких планет…". Но у него еще есть песня, под которую мы росли "Рула терула". Гимн оптимизма. Он сам был оптимистом, несмотря на то что был едким. Но никогда юмор в его блестящей прозе не был самоценным. Он был реальным патриотом», - вспоминает поэт Владимир Вишневский.
Когда-то он мечтал стать летчиком. Даже в армии был авиамехаником. К поднебесью советской литературы взлетел быстро. Песня «14 минут до старта» стала неофициальным гимном космонавтов. Ее даже цитировал Хрущев.
И все бы ничего. Он знаменит, его песни повторяют вожди. Но блеклая карьера и рот на замке - это не про Войновича. Неприятности начинаются с защиты диссидентов - Синявского и Даниэля, Солженицына. Затем он создает своего искрометного героя Ивана Чонкина. Сатиру на советскую действительность власти уже не терпят, книгу печатают в Париже, а в СССР запрещают. Его исключают из Союза писателей. КГБ устанавливает за ним слежку. А в 80-м и вовсе лишают советского гражданства. Приказ подписывает лично Леонид Ильич. Автор отвечает Брежневу вызывающим и ироничным письмом.
«Когда он говорил, его было очень интересно слушать, каждое слово. У него не было ни одного пустого слова. Он был очень умен, интересен и мужественен. Он ничего не боялся», - говорит писатель и драматург Виктория Токарева.
«Мы в театре первыми в стране сделали Чонкина. И после этого мы с ним начали часто общаться. Он был такой настоящий, без попыток приблизиться к сильным мира сего», - рассказывает музыкант Стас Намин.
Десять лет он вынужденно прожил в эмиграции - в Германии и США. Там написал антиутопию «Москва-2042» о коммунистической столице будущего - едкая сатира на авторитарные режимы и эпоху застоя. Как только появилась возможность, он вернулся в Россию. Поселился в поселке Советский. Писатель нередко по этому поводу иронизировал. В 90-е, когда имя Войновича на родине уже не под запретом, по его произведениям ставят спектакли, снимают фильмы.
«Буквально в пятницу мы переговаривались, не с ним правда, с его представителем, о том, возможно ли экранизировать его сатирическую антиутопию "Москва-2042". Горько, больно», - говорит режиссер Павел Лунгин.
Самой удачной экранизацией автор считал картину «Шапка» - историю о том, как в зависимости от ранга между писателями распределялись меховые шапки. Отважным он был не только на бумаге. Войнович любил яркие и смелые поступки. В 62-м взялся за кисть. Ради этого даже на три года отложил в сторону перо. Работ хватило на целую выставку.
«Он еще был увлечен живописью. То есть он был такой настоящий любитель. Он пробовал, всю жизнь Владимир Войнович пробовал жить. И ему, к нашему счастью, это удавалось», - признается телеведущий Юрий Рост.
Он работал, даже когда здоровье давало сбои. Свою последнюю книгу «Фактор Мурзика» начал писать в 85 лет. История о том, как кот, попавший под колеса чиновничьего автомобиля, изменил жизнь целого города. Это тоже сатира, уже на современную жизнь, что заставит улыбнуться еще не одно поколение читателей.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»