Появившиеся в начале ХХ века на поле боя танки внесли изменения не только в оперативное военное искусство, но и в характер войн местного и мирового масштаба, пишет в своей статье для еженедельника «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
Войны делят на поколения (warfare generations), которые отличаются характером тактик и применением оружия. Современное танкостроение прошло все виды войн и поколений. Во время Первой мировой войны танки выглядели больше как экзотика, а в ходе Второй мировой оказались незаменимым инструментом, ломавшим любую эшелонированную оборону и заключавшим в котлы целые армии.
В боевых конфликтах века нынешнего танки в умелых руках военачальников не утратили своего военного значения. Американские эксперты и военные аналитики любят сравнивать военную технику, виды вооружений, тактику и оперативное искусство при ведении боевых действий различного масштаба - от локального до глобального. Поэтому фокус критики современного танкостроения сместился в область поиска облика «танка XXI века» - и все баталии идут на полях информации.
Поиски лидера
Первоначально эксперты пытались определиться с танком, который, по их мнению, будет основой для «танка XXI века», выбирая лучшие из существующих танков ХХ века.
Традиционно в список лидеров попадали M1А2 «Абрамс» (США), «Леопард-2» (ФРГ), «Леклерк» (Франция) и «Меркава» (Израиль). Естественно, для того чтобы показать их претендентами на абсолютное превосходство, надо было с чем-то сравнивать, поэтому неудивительно, что сравнивать стали с российскими танками Т-72, Т-80 и Т-90.
Правда, в этих аналитических обзорах российские танки выбирались только из первых серийных выпусков, и никак не учитывалась их последующая модернизация. Результат, как говорится, был известен заранее: танки блока НАТО и Израиля признавались лучшими, и условные призовые места распределялись между ними. Читать далее…
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»