Истории о том, что русская эскадра везет с собой огромные грузы золота, берут начало в эмигрантских публикациях 20-30 годов, когда находившиеся в эмиграции офицеры писали свои воспоминания о русской войне. Об этом в интервью «Звезде» рассказал председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий, комментируя тему 200 тонн золота на затопленном крейсере «Дмитрий Донской».
«Со временем эти истории обрастали такими подробностями. Разумеется, никаких огромных запасов золота в слитках, монетах на кораблях не было. На них была корабельная казна. Она существовала на каждом корабле русского флота, в нее входили деньги в монетах, банкнотах, финансы в аккредитивах, которыми расплачивались за границей и по традиции перед гибелью корабля, когда было ясно, что она неизбежна, как в случае с "Дмитрием Донским", когда экипаж после неравного боя был вынужден его затопить - корабельная казна официально делилась поровну между всеми офицерами», - рассказал Стрельбицкий.
Стрельбицкий рассказал, что русская эскадра действительно шла вокруг Европы, шла вокруг Африки, Азии и на своих стоянках расплачивалась с поставщиками продовольствия, воды, угля, оплата шла аккредитивами. На кораблях могли находиться только ценные бумаги.
«Это собственность нашей страны, у корейцев может быть единственная лазейка - корабль находится на дне в их территориальных водах, и больше никаких прав на что-либо с него. 26-го числа корейцы обещают показать многочисленные артефакты, тяжелые орудия с этого корабля. Так вот, все это не является корейской собственностью», - добавил Стрельбицкий.
«Дмитрий Донской» - военный корабль, погибший в ходе боевых действий второго дня Цусимского сражения, в неравном бою с несколькими японскими кораблями. В этом бою смертельно ранили командира, были погибшие и среди экипажа. Корабль затопили, чтобы он не остался в качестве трофея японцам.
«На корабле можно найти много интересного, учитывая, что он постройки 1885 года. Он является памятником техники, военно-морского кораблестроения, любой предмет, пролежавший на морском дне более века, представляет интерес. Глубина 430 метров исключает работу человека <...>. На этой глубине может работать только телеуправляемый робот», - рассказал Стрельбицкий.
Ранее «Звезда» опубликовала статью, в которой рассказывается о затонувшем у берегов Южной Кореи корабле «Дмитрий Донской», на борту которого были сотни тонн золота. Попытки поднять корабль с золотым грузом уже предпринимались, но все они не увенчались успехом.
«Дмитрий Донской» - боевой крейсер, участник Цусимского сражения. Его искали несколько лет и нашли у берегов южнокорейского острова Уллындо. Для обнаружения корабля, экипаж которого героически оборонялся в неравном бою, разработали уникальную подводную операцию.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»