МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

Купола и крылья: топ-5 парашютов российской армии

Телеканал «Звезда» рассказывает о пяти основных парашютных системах ВДВ и спецназа, предназначенных для обучения прыжкам, массового десантирования и выброски разведывательно-диверсионных групп.
Алексей Колокольников 2018-06-15 10:35:00

Двенадцатого июня стало известно, что в России началась разработка новой парашютной системы «Шелест», которая должна прийти на смену самой распространенной парашютной системе российских десантников Д-10. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о парашютных системах, которые уже эксплуатируются российскими военными или находятся в шаге от принятия на вооружение.

Д-1. Самый надежный

Первый самостоятельный шаг в небо каждый российский парашютист начинает с десантного парашюта Д-1. Из-за его тяжести - 17,5 килограммов - за парашютом закрепилось прозвище «Дуб». В советское время он был самым массовым парашютом, применявшимся для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Собственно, таковым он остается и по сей день.

Отличительными чертами этого парашюта являются простота и надежность. Минимальная высота прыжка с Д-1 (при условии немедленного введения в действие) из летательного аппарата на скорости 180 километров в час составляет всего 150 метров. Скорость снижения в среднем не превышает пяти метров в секунду, а скорость горизонтального смещения составляет около двух с половиной метров в секунду.

Считается, что парашюты с круглым куполом практически неуправляемы. Однако современная модификация «Дуба» Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря которым парашютист может маневрировать по горизонтали во время снижения.

Д-10. Основной купол

«Десятый» является основной парашютной системой ВДВ. Д-10 предназначен как для тренировочных, так и для боевых прыжков. Его конструкция позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов: Ил-76, Ан-22 и Ан-26, даже из «кукурузника» Ан-2, а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26.

Единственное ограничение - это масса десантника, которая не должна превышать 150 килограммов. Максимальная высота, с которой можно совершать прыжок с Д-10 составляет четыре километра, а минимальная - 200 метров. В зависимости от высоты, на которой происходит выброска парашютистов, ввод в действие Д-10 может осуществляться сразу же после отделения от летательного аппарата или с задержкой.

При массовом десантировании ВДВ можно наблюдать, как бойцы, выпрыгнув из нутра транспортника Ил-76, несколько мгновений летят практически в свободном падении, вместо большого купола за их спинами трепещет маленький стабилизирующий парашют. Через три секунды десантник дергает за кольцо и раскрывает ранец с основным куполом. Если парашютист этого не сделал, за него «дернет кольцо» специальное устройство - страхующий парашютный прибор.

«Арбалет-2». Первое крыло

Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Главной особенностью «Арбалета-2» является то, что он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач.

Эта система обеспечивает безопасное выполнение прыжков при полетной массе парашютиста со спецснаряжением до 150 кг в диапазоне температур воздуха у земли от -35 до +35 градусов по Цельсию, на скорости полета воздушного судна в момент десантирования до 350 километров в час. Примечательно, что основная и запасная парашютные системы с планирующими идентичными девятисекционными куполами размещаются в одном наспинном ранце и имеют общую подвесную систему.

Конструкция подвесной системы позволяет размещать на ней дополнительное снаряжение массой до 50 килограмм в отдельном грузовом контейнере с автономной парашютной системой УГКПС-50.

«Стайер». Универсальная доставка

Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Также как и «Арбалет-2», она состоит из двух (основной и запасной) девятисекционных куполов с общей подвесной системой.

«Стайер» предназначен для десантирования специальных подразделений с высот 400-8000 метров. При скорости летательного аппарата до 255 километров в час купол можно раскрывать сразу же после отделения, если же десантирование  происходит на скорости в 350 километров в час, то ввод купола в действие происходит с задержкой пять секунд и более.

Подвесная система «Стайера» имеет возможность крепления грузового контейнера спереди, а также возможность крепления на ней вооружения и другого оборудования парашютиста. Также она дает возможность совершения прыжка в тандеме. Это позволяет, при необходимости, доставить на место проведения спецоперации конкретного специалиста, не имеющего опыта прыжков - авианаводчика, корректировщика артиллерийского огня или врача.

Сегодня парашютные системы «Стайер» используются в специальных подразделениях российских силовых структур. В частности, они применяются в парашютно-десантной подготовке спецназа войск национальной гвардии РФ «Витязь».

«Штурм». Секунды до приземления

Наряду с «Шелестом» в России создана еще одна перспективная система - уникальный безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров. Его особенность следует из описания - «Штурм» не имеет ранца, купол в специальном мешке закреплен в салоне самолета и крепится на десантника облегченной подвесной системой.

Главное назначение «Штурма» - сократить время на десантирование бойцов. Одним из вариантов его применения может быть высадка десанта на хорошо укрепленные позиции противника после огневого воздействия на них. Например, при выброске с борта ударно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ эта машина может нанести удар по вражеским позициям, а до тех пор, пока противник придет в себя, у него на позициях уже окажутся десантники.

 

Между тем, при всей отработанности, парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение ВДВ. Продолжается проработка тактики ее применения в боевых условиях.

 

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню