Поставки главному заказчику близятся к завершению. А первому экспортному покупателю в 2016–2017 годах поступило 14 машин, остальные десять прибудут до конца текущего года. Индонезийская сделка продлевает типу жизнь на конвейере еще на пару лет, по 2020-й. А дальше… Уйдут ли в историю российские истребители «промежуточного» поколения 4++, уступив место Су-57 и другим представителям следующего, пятого, или же будут выпускаться параллельно с ними? Сегодня этот вопрос не дает покоя многим военным экспертам и стратегам, коль скоро от правильного ответа на него зависит долгосрочное планирование военных расходов многих стран мира, причем не только покупателей российского оружия, но и тех, кто ищет от него «противоядие».
Китайское влияние
Важная роль в судьбе Су-35 принадлежит Китаю. Хотя эта страна и сама занимается разработкой и производством сверхзвуковых истребителей, пока остается не ясным, могут ли китайские истребители эффективно бороться с американскими F-22A Raptor и F-35 Lightning II? По формальным признакам Су-35С относится к четвертому поколению, а F-22A Raptor – к пятому. Вместе с тем наша машина задумывалась именно для «сдерживания» F-22A и по состоянию на начало 2018 года представляет собой единственную серийную машину из числа прошедших весь комплекс испытаний и освоенных в войсках, способную решить эту задачу.
Разработка Су-35 в его нынешнем облике началась в 2005 году – том самом, когда F-22A Raptor официально приняли на вооружение ВВС США. Проектировщики стремились создать самолет таким, чтобы он мог «сдержать» американские истребители пятого поколения в типичных ситуациях воздушной войны, которые можно предвидеть путем анализа локальных конфликтов конца прошлого – начала нынешнего века с участием ВВС США. К времени первого полета Су-35 нынешнего облика американская промышленность завершила сборку 112 поставочных экземпляров F-22A. Поставки ВВС США (195 самолетов, включая восемь для испытаний и 187 полностью боеготовых) завершились в 2011 году. Исходя из дат, можно сделать вывод: Су-35С представляет более современную машину. Некоторые из его важнейших бортовых систем – включая бортовой радиолокатор и оптико-локационную станцию – по факту были разработаны после таковых для F-22A Raptor, несмотря на тот факт, что наша машина формально принадлежит к предыдущему поколению авиатехники.
По внешним габаритам Су-35С и F-22A близки: длина 21,9 метра против 18,92 метра, размах крыла 15,3 метра (с контейнерами РЭБ) против 13,56 метра. Вес конструкции 19 тонн против 19,7 тонны, максимальный взлетный – 34,5 тонны (предельный – 38,8 тонны) против 38 тонн. При этом наш самолет на несколько тонн превосходит американский по внутренним запасам топлива. Между тем дальность полета и время патрулирования в воздухе – важнейшие показатели для государств, с протяженной линией сухопутных и морских границ. Среди актуальных задач, стоящих перед ВВС НОАК, – защита морских рубежей, оспариваемых соседними государствами, включая союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Вот почему наш партнер по военно-техническому сотрудничеству рассматривал Су-35, начиная с выставки Airshow China – 2008 в Чжухае. Тогдашний командующий ВВС НОАК генерал Сюй Цилян посетил стенд корпорации «Сухой», для того чтобы ознакомиться с новым российским самолетом, представленным в виде большой масштабной модели. Генерал возглавил национальную делегацию на 20-й встрече российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которая проходила осенью 2015 года в Москве. К тому времени Сюй Цилян получил повышение и занимал пост заместителя председателя Центральной военной комиссии КНР. Он подписал поставочный контракт на Су-35, стоимость которого СМИ оценивалась в 2–2,5 миллиарда долларов.
Сделка по Су-35 восстановила КНР в роли крупного и важного покупателя российских боевых авиационных комплексов после 12-летнего перерыва. Напомним, что поставки Поднебесной самолетов марки «Су» прервались в 2004 году, по завершении исполнения контракта на 24 многоцелевых истребителя Су-30МК2 для военно-морской авиации. По сравнению с предыдущим представителем линейки ОКБ им. П. О. Сухого Су-35 обладает большей дальностью полета, что важно для летчиков НОАК, решающих задачи по защите островов, включая насыпные, в Южно-Китайском море.
«Длинная рука»
Список средств поражения, поставленных Китаю вместе с Су-30МК2, включал и новый вариант Х-59МК базовой ракеты класса «воздух – поверхность», отличавшийся активной радиолокационной головкой самонаведения и дальностью полета, увеличенной до 285 километров. Данная комбинация позволяла летчикам военно-морской авиации НОАК выполнить атаку по надводным целям без захода в зону действия корабельных средств противовоздушной обороны. Однако и после поставок Су-30МК2 у китайских партнеров сохранилась потребность в «длинной руке». Сегодня она удовлетворяется поставками Су-35 и принятием на вооружение продвинутых средств поражения класса «воздух – воздух» и «воздух – поверхность».
Много лет назад автору довелось побеседовать с Алексеем Кнышевым, в те годы заместителем генерального директора АХК «Сухой», возглавлявшим работы по Су-27СК и Су-30МК. Касаясь темы переговоров с традиционными партнерами по ВТС, Алексей Иванович вспоминал, как они просили дать им «длинную руку». Под этим образным словосочетанием понималась комбинация самолета-носителя и ракеты с дальностью пуска, превосходящей цифры для РВВ-АЕ, Р-27, Х-31Р и Х-59, поставленных вместе с Су-27СК и Су-30МКК. Запрошенное сегодня доступно для приобретения в виде боевого авиационного комплекса Су-35.
«Глазами» российского истребителя, позволяющими ему разглядеть противника раньше и атаковать первым, являются радиолокационная станция Н-035Э «Ирбис-Э» с дальностью обнаружения крупной радиоконтрастной цели свыше 400 километров и оптико-локационная станция с дальностью обнаружения воздушной цели в передней полусфере 50 километров и задней – 90 километров.
Работа по новому бортовому радиолокатору в НИИП им. В. В. Тихомирова началась в 2004 году. Уже к сентябрю 2008-го пять образцов были собраны и подготовлены для испытаний. Технологически «Ирбис-Э» представлял очередной шаг в разработке пассивных радаров с электронным сканированием луча после Н-011М «Барс» на Су-30МКИ и «Заслон» на МиГ-31. Средняя излучаемая мощность – пять киловатт, максимальная – 20. Для своего времени то была рекордная цифра для фронтовых истребителей. Когда истребители сходятся в лобовой атаке, более мощный радиолокатор позволяет летчику Су-35 первым обнаружить цель и выполнить по ней пуск ракет. Это утверждение относится ко всем известным типам иностранных самолетов, включая F-22A.
«Ирбис-Э» может одновременно сопровождать до 30 воздушных целей, продолжая поиск новых. Осуществлять наведение ракет с активными головками самонаведения (таких, как РВВ-АЕ) на восемь воздушных целей или четыре наземные одновременно, продолжая сканировать воздушное пространство.
В отличие от последних американских и европейских разработок «Ирбис-Э» использует не активные приемо-передающие модули, а технологии пассивного электронного сканирования. По мнению отечественных специалистов, несмотря на быстрое развитие технологий активных антенных решеток, пассивные антенны с электронным сканированием луча обладают рядом качеств, которые позволяют им прочно занимать позиции на рынке доступных средств радиолокации. Достигнутый технологический уровень таков, что активные решетки получаются весьма дорогими, отпугивая заказчиков ценой.
Главные черты
Создавая Су-35С, инженеры ОКБ им. П. О. Сухого пошли по пути совершенствования Су-27 посредством внесения множества улучшений в конструкцию по опыту многолетней эксплуатации предыдущей базовой модели, а также внедрения новейших технологий, которые стали доступными за прошедшее время. Работа шла с таким расчетом, чтобы не менять проверенные решения первоначального Су-27 и тем самым снизить потребность в длительных проверках и испытаниях.
Су-35С отличается от ранее созданных моделей в обширном семействе самолетов семейства Су-27 следующим.
Первое. Значительно более мощная радиолокационная станция с дальностями обнаружения целей, повышенными на порядок.
Второе. Расширенный арсенал управляемых средств поражения, включающий дальнобойные ракеты, наводимые на цель радиолокатором.
Третье. Возможность выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф на «изделие 117С».
Четвертое. Продвинутая кабина летчика с широкоугольным (20x30 градусов) индикатором на фоне лобового стекла (ИЛС), парой крупноформатных дисплеев и новыми решениями по интерфейсу «человек – машина».
Пятое. Современное исполнение систем радиоэлектронной борьбы с задействованием БРЛС и подвесных контейнеров.
Шестое. Передовые электрооптические системы с повышенной дальностью обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей.
Седьмое. Различные улучшения по части аэродинамики и системы управления полетов для лучшей маневренности.
Восьмое. Топливные баки увеличенной емкости для увеличенного радиуса действия.
Девятое. Увеличенный ресурс планера и систем, меньшие затраты на обслуживание на протяжении всего жизненного цикла изделия, сравнимые с лучшими образцами западной авиатехники.
Десятое. Коммерческое финансирование на первом этапе выполнения проекта, что дало заказчикам больше времени на принятие решения на приобретение партии серийных самолетов.
Перечисленные выше свойства и особенности идут в дополнение к замечательным качествам самолетов семейства Су-27/Су-30, снискавшим широкое признание за рубежом. А именно: режим «сверхманевренности» с использованием вектора тяги (Су-30МКИ/МКМ/СМ); прекрасные показатели «дальность полета – полезная нагрузка», превосходящие таковые у конкурирующих иностранных образцов; высокая надежность и ремонтопригодность; хорошие эксплуатационные показатели. Кроме того, многие инструкции, документация, учебные пособия и классы могут применяться для всего семейства самолетов марки «Су» и уже опробованы практикой. А также различные тренажеры, системы подготовки боевого задания, планирования и т. п.
Словом, Су-35С представляет хорошее дополнение к созданным ранее истребителям семейства Су-27. Это позволяет надеяться, что традиционные покупатели российского оружия, которые уже имеют на вооружении самолеты марки «Су», обратят внимание и на эту машину. Участие самолетов данного типа в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики, в ходе которых подтверждаются заложенные в машину возможности, дает дополнительное основание в пользу решения на закупку Су-35 для тех стран, которым интересна авиатехника, прошедшая огневую проверку.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»