Перспективное гиперзвуковое воздушное судно будет иметь длину около 90 метров, общий вес около 400 тонн и летать на водороде, на крейсерском режиме при числах Маха 7–8, сообщила Нина Воеводенко, начальник сектора отделения летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» и один из руководителей международного проекта HEXAFLY-INT с российской стороны.
«Сейчас подобных аппаратов в принципе нет. Крейсерских пассажирских самолетов, способных летать со скоростью, соответствующей числу Маха 5 и даже 3, не существует», – заявила она.
По словам Воеводенко, будущий самолет будет иметь особую компоновку, позволяющую снизить сопротивляемость воздуха, и интегрированный в общую форму воздухозаборник. Эти характеристики должны дать увеличение подъемной силы и аэродинамического качества на гиперзвуковых режимах.
Для участников проекта HEXAFLY-INT остаются открытыми два вопроса: новый двигатель и теплозащита.
«На таких скоростях полета отдельные части летательного аппарата могут разогреться до 2000 градусов. Таким образом, необходимо разработать специальные термоустойчивые материалы для обшивки гиперзвукового лайнера, что послужит стимулом к приобретению новых знаний и технологий», – сказала Воеводенко.
В 2019 году инженеры собираются провести летный эксперимент на полигоне в Бразилии. На российскую сторону возложена задача изготовления модели для этого полета.
В проекте HEXAFLY-INT (High-Speed Experimental FLY Vehicles – International – высокоскоростной экспериментальный летательный аппарат) задействованы специалисты из Нидерландов, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Великобритании, России и Австралии. Его координатором выступает голландская ESA – ESTEC.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»