Оружие родом из СССР времен военного и послевоенного периодов не только до сих пор воюет по всему миру, но и является предметом особой страсти стрелков-любителей и профессионалов.
Русский Tommy Gun
Несмотря на то что пистолет-пулемет Шпагина большинство экспертов в области стрелкового оружия считает скорее антиквариатом, чем боевым инструментом, уходить на пенсию ППШ не спешит.
Одним из наиболее поздних появлений в современных конфликтах пистолет-пулемет Шпагина обязан вторжению американских войск в Ирак в 2003 году. Достоверно не известно, как именно в руки американских военных попал пистолет-пулемет Шпагина, принятый на вооружение РККА еще в 1941 году, однако фотографии и видео со стрельбой американских «рейнджеров» на полигоне не раз облетели все новостные каналы и интернет-ресурсы.
Реликвия времен Великой Отечественной сохранилась практически в первозданном виде – для стрельбы американским военным понадобилось лишь снарядить магазин барабанного типа на 71 патрон и проверить надежность оружия.
При этом назвать дешевым или доступным боевой и хорошо сохранившийся пистолет-пулемет нельзя: в Соединенных Штатах, равно как и в других странах Запада, коллекционеры и любители оружия считают ППШ ценным и редким экземпляром и просят за полностью оригинальный и хорошо сохранившийся пистолет-пулемет от пяти до 20 тысяч долларов в зависимости от состояния. Однако высокая цена объясняется не просто принадлежностью оружия к особому периоду в мировой истории: несмотря на солидный возраст, пистолет-пулемет Шпагина по-прежнему способен дать бой.
«Это оружие с момента принятия на вооружение представляет идеальный инструмент для городского боя. Там, где дистанция стрельбы не превышает 50–100 метров, высокая кучность и режим автоматической стрельбы – это то, что нужно. Если посмотреть на мишень после одной короткой очереди, то можно обнаружить, что кучность у ППШ для автоматического оружия, тем более такого возраста, довольно высока. Учитывая относительно мощный для такого оружия боеприпас, это отличный результат спустя почти 80 лет», – отметил член Национальной стрелковой ассоциации США коллекционер Деррик Барнс.
Советская точность
Мосинской трехлинейке больше 120 лет, однако спрос на эту простую винтовку с продольно-скользящим затвором у коллекционеров и стрелков по всему миру постоянно растет. Череда конфликтов на Ближнем Востоке подтвердила эффективность винтовки Мосина: в самом начале боевых действий против правительственных войск в Сирии нехватка оружия и боеприпасов вынудила боевиков сдувать пыль с исторических ценностей и прибегать к тактике партизанской войны.
В контексте применения винтовки Мосина на Ближнем Востоке вообще и в Сирии в частности особенно любопытно и другое: помимо стрельбы с открытого прицела, на видеозаписях с мест боестолкновений то и дело попадались и снайперские образцы – винтовки с оптическими прицелами ПЕ и ПБ.
При этом снайперы – как стрелки-любители, так и профессионалы, сотрудники спецподразделений – отмечают, что на дистанции до 500 метров винтовка показывает кучность стрельбы на уровне современных, дорогих импортных образцов с продольно-скользящим затвором – примерно половину угловой минуты (0,5МОА).
Во многом именно это обстоятельство вызывает ажиотажный спрос на винтовку Мосина и по сей день: в странах с наиболее либеральным оружейным законодательством на базе винтовки образца 1891 года создают современное, дальнобойное и высокоточное оружие.
От оригинальной винтовки для такого оружия в качестве «донора» зачастую требуется лишь затворная группа – остальные детали, включая ствол, изготавливаются индивидуально под каждого стрелка. Во многом это касается и ствола, однако до владельцев некоторые винтовки доходят практически в идеальном состоянии. Деревянный корпус в случае необходимости заменяется на полимерный, оснащенный планками Пикатинни, а вместо открытого прицела на «рельсы» монтируется мощный прицел с удобной визирной сеткой и хорошей кратностью.
Конструкция винтовки такова, что на базе давно устаревшей болтовки можно изготовить оружие практически под любые задачи – для стрельбы на дальность 800–1000 метров разрабатываются специальные усиленные ложи и дульные тормоза-компенсаторы, а для скрытной стрельбы используются специальные глушители. Особенной дешевизной винтовки Мосина не отличаются: цены на изношенное и требующее ремонта оружие стартуют с 1,5–2 тысяч долларов, а за вариант, собранный и разработанной под заказ с эксклюзивной ложей, регулировкой спуска и прочими механизмами, облегчающими стрельбу, придется выложить до десяти тысяч долларов США.
Из джунглей в массы
Второе место по популярности после легендарных автоматов Калашникова на Западе делят между собой ручной пулемет Дегтярева и самозарядный карабин Симонова. Два представителя советской оружейной школы настолько востребованны и пользуются спросом, что оригинальные образцы made in USSR распродаются на вторичном рынке за сумасшедшие деньги, а винтовки и пулеметы, собранные мастерами-оружейниками, приобретают неожиданные виды и формы, из-за которых определить происхождение оружия с ходу практически невозможно.
РПД – давняя любовь американских стрелков. К обладанию уникальным оружием почитатели советской школы «пулеметостроения» относятся почти так же трепетно, как к оригинальным автоматам Калашникова или винтовкам СВД, собранным руками внимательных русских оружейников.
Правда, знакомство западных «операторов» с пулеметом Дегтярева состоялось при весьма необычных обстоятельствах: несмотря на то что РПД поставлялся в три десятка государств, американские специалисты смогли «пощупать» первые советские РПД в период боевых действий во Вьетнаме. Необычный пулемет с простой конструкцией отлично «отрабатывал» в сложных условиях, когда возможность оперативно обслуживать оружие – чистить и смазывать – отсутствовала полностью.
Именно за недоступные для западных пулеметов качества РПД полюбился американским «коммандос» – легендарный FN Mini Mi появился значительно позже, а надежного, легкого и эффективного пулемета у Сухопутных войска США образца войны во Вьетнаме просто не было. Выяснив конструктивные особенности оружия, разработанного еще в СССР в 1944 году, американские оружейники по требованию спецназовцев существенно «обрезали» добытые пулеметы и решили для специальных отрядов сразу несколько проблем: образец с укороченным стволом позволял гораздо свободнее менять направления огня и быстрее реагировать на контакт с противником.
В новейшей истории РПД часто становились героями локальных конфликтов – Ливия, Сирия, Афганистан, Балканы, страны Центральной Африки – едва ли найдется вооруженный конфликт, в котором старые добрые советские пулеметы не принимали участия. Другим полем боя для РПД стал вторичный рынок оружия, на котором из еще советского, привычного военным инструмента создают настоящих монстров с тактическими рукоятками, глушителями, полимерными корпусами и всепогодной оптикой, превращая «выкованный в огне» пулемет в изящное средство для решения задач по огневому подавлению противника.
Самозарядный карабин Симонова не стал исключением из правил и находится в топе популярных образцов советского оружия за рубежом: помимо удачного, массового и дешевого патрона, удобства и универсальности конструкции, на базе которой с применением современных материалов создают инструменты для высокоточной стрельбы на ближних и средних дистанциях, именно советское оружие при всей его массовости и обширной географии производства является настоящим эксклюзивом и эталоном оружейного качества.
«Пользователи на Западе хорошо знают, что это оружие создавалось для сильнейшей армии мира, знают, что на практике означает словосочетание "советское качество". Тот факт, что это оружие не новодел, только увеличивает цену за каждую единицу. Все советское стрелковое оружие было фактически неубиваемым – именно по этой причине над ним ставится такое количество экспериментов, начиная от живучести и ресурса, заканчивая дальностью стрельбы», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» инструктор по огневой подготовке военно-тактического центра «Академия тактики» Павел Хант.
Эксперты отмечают, что популярность оружия, произведенного на территории потенциального противника США в глобальной войне, проделала и большую идеологическую работу – «прописала» в сознании западных военных универсальную формулу создания стрелкового оружия, при которой универсальность, точность и надежность могут быть соблюдены в одной и той же винтовке или пулемете быстро и в больших количествах.
Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»