В июне 1995 года банда Шамиля Басаева захватила больницу в городе Буденновске. Террористы на протяжении пяти суток удерживали в заложниках около двух тысяч человек, включая матерей с новорожденными детьми. Тех, кто отказывался подчиняться бандитам, расстреливали. Жертвами теракта стали 129 человек, 415 получили ранения.
На месте событий вместе со съемочной группой был обозреватель «Звезды», в то время корреспондент «Вестей» Алексей Самолетов. Журналист лично участвовал в переговорах с лидером бандитов Шамилем Басаевым. Он рассказал сайту «Звезды», как проходила операция по освобождению заложников.
«В городе были трупы. Разбитые машины, вокруг больницы стояли плачущие родственники. Мы сразу рванули в больницу. Вышел главный врач больницы, тоже плачущий. И он говорит: "Вести" здесь?" – "Здесь". – "Самолетов здесь?" – "Здесь". – "Вас приглашает Шамиль Басаев". Я сказал: "Передайте Шамилю, что мы придем с несколькими камерами". Он говорит: "Давайте быстрее, он расстреливает людей!" К тому моменту, как главврач ушел и вернулся, было уже около 10–12 камер, и мы пошли в больницу», – вспоминает Алексей Самолетов.
Журналисты прошли через коридоры захваченной больницы, где сидели и лежали перепуганные люди, среди них было много беременных женщин. Когда съемочная вошла в нижнее помещение, состоялась пресс-конференция с Шамилем Басаевым.
«Я подошел к Шамилю и сказал, что знаю, что он хочет устроить пресс-конференцию. "Я понимаю, почему ты это сделал, но то, как ты это сделал, тебе не простит никто! У тебя единственный вариант. Ты просил, чтобы я пришел, и я пришел, и я готов остаться здесь, отдай мне всех людей"», – рассказывает обозреватель.
После того как журналисты вышли из здания, военные спросили, сколько человек находится внутри. Вскоре было принято решение о штурме. Самолетов нашел среди военных командира отряда «Альфа» Германа Алексеевича Угрюмова и убедил его остановить штурм.
«Я нашел Германа Алексеевича, сказал ему: "Герман Алексеевич, это делать нельзя, потому что дальше начнется разрезание животов, резня внизу, начнут выставлять в окна беременных женщин, все это будут снимать западные камеры. Наша страна окажется в такой ситуации, от которой мы больше никогда не отмоемся!" Приказом Германа Алексеевича Угрюмова штурм был остановлен», – говорит Самолетов.
На следующее утро журналистов позвали к директору ФСБ Сергею Степашину. Он сообщил, что собрал всех, потому что у всех приглашенных есть опыт войны, и спросил собравшихся, что делать дальше.
«Что бы вы сейчас ни делали, в определенных кругах Басаев останется героем нации. Выход есть, и я его уже Басаеву предложил. Мы можем туда пойти – здесь стоят мои друзья – и поменять себя на всех заложников», – вспоминает журналист.
Он предложил сделать шаг вперед тем, кто согласен пойти в плен к бандитам вместе с ним в обмен на захваченных заложников. Вышли 18 человек. Эти люди поменяли себя на всех тех, кто был в Буденновской больнице.
По подсчетам Самолетова, им удалось вытащить из больницы 500 человек. Позже им сообщили, что их было больше тысячи.
«Самая унизительная ситуация, что перед тем, как мы сели в автобусы, нас заставляли подписать бумагу, что я добровольно присоединяюсь к банде Басаева и отправляюсь в Чечню. Я им говорил: "Вы что, с ума сошли? Я подпишу, но вы соображаете, что делаете?"» – вспоминает обозреватель.
«Когда все закончилось, в районе Хасавюрта товарищи Шамиля Басаева сбежали, и мы начали возвращаться домой, нас встречал глава Хасавюртовского района, у которого был открыт багажник "Жигулей", там лежали ящик водки и вареная колбаса. Он наливал каждому в пластиковые стаканчики водки, отрезал колбасы и говорил каждому: спасибо, спасибо, спасибо», – говорит Самолетов.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»