Близкий к Госдепу США «Атлантический совет», называющий себя независимым «мозговым центром», разработал новую стратегию Соединенных Штатов на Балканах. Эта стратегия на днях была представлена главам МИД Боснии и Герцеговины, Косово, Македонии, Сербии, Черногории, а также Албании. Что она собой представляет, сайту «Звезды» пояснил эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Игорь Пшеничников.
Игорь Пшеничников: Любопытно то, как была организована эта презентация. Руководителей внешнеполитических ведомств вышеупомянутых стран пригласили, точнее, вызвали в Штаты и довели до их сведения то, как официальный Вашингтон видит дальнейшее развитие ситуации в этом регионе, еще не остывшем от серии войн 90-х годов.
После презентации в «Атлантическом совете», так сказать, для закрепления пройденного материала, с главами МИД западно-балканских стран встретился советник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер. По сообщению Белого дома, стороны обсудили, «каким образом США и западно-балканские государства могут углублять и расширять скоординированные усилия по обеспечению мира, процветания и правопорядка в регионе». Все это походило на разговор сюзерена с вассалами: мы придумали и решили, а вы слушайте и исполняйте.
Три пункта
Так что предполагает эта «новая стратегия» США на Балканах?
Стратегия называется новой. Между тем ничего нового в ней нет. Еще в 1992 году США объявили Балканы зоной своих стратегических интересов – тогда, когда ослабевшая Россия, доверчиво глядевшая на США в надежде стать членом «цивилизованного мира», и не заикалась о своих интересах в этом исторически важном для нее регионе. В центре нынешней стратегии США, конечно же, угроза со стороны России с ее «неизменным намерением вмешиваться в судьбу балканских народов».
Именно поэтому первый пункт стратегии предполагает постоянное военное присутствие США в регионе. Иными словами, американцы вознамерились де-факто и де-юре оккупировать Балканский регион и доминировать в нем, вести там свою политику так, как считают нужным. Реальная финальная цель этого проекта – создание на Балканах вооруженного пояса, заряженного против России.
Второй пункт стратегии предполагает посредничество США в урегулировании конфликтов в Балканском регионе. И третий пункт предусматривает примирение США и Сербии, столица и другие города которой подверглись варварским бомбардировкам силами НАТО в 1999 году.
Итак, по порядку.
Равняться на Черногорию
Пункт о военном присутствии будет реализован посредством присоединения западно-балканских стран к НАТО. Албания и Черногория уже в НАТО, последняя стала членом альянса не далее как летом этого года. Про Болгарию нигде в стратегии не упоминается, поскольку эта страна давно в составе НАТО, и Вашингтону нет нужды напрягаться, чтобы принудить болгарское руководство идти в его кильватере. На пути к скорому членству в НАТО Македония, а также Босния и Герцеговина (БиГ), перед которой недавний пример Черногории.
Черногорские власти в лице бессменного лидера Мило Джукановича, который на протяжении более десятка лет становился то президентом, то премьер-министром Черногории, втянули-таки страну в НАТО. Отдельный разговор, кто такой Джуканович. Он – глава мафиозного клана. Против него в итальянском суде еще не закрыто дело о контрабанде сигарет из Черногории в Италию в 90-х.
Но именно такие люди нужны коллективному Западу, они очень послушны и с крючка не срываются. И Джуканович, которого Запад держал и держит на верхушке черногорской власти, оправдал возложенные на него надежды. В 2006 году он провел референдум об отделении Черногории от Сербии. А в апреле 2017-го, вопреки воле народа, без всякого референдума – только лишь через голосование в парламенте, где было послушное Джукановичу большинство, – он «вступил» свою страну в НАТО. В конце 2016 года Джуканович успешно сдал «выпускной экзамен» на русофобию: власти страны в канун парламентских выборов объявили о раскрытии попытки «российских агентов совершить госпереворот с целью убийства Джукановича и воспрепятствования вступлению Черногории в НАТО».
И Македония туда же
Что касается Македонии, то теперь новые власти и этой страны сдают соответствующий экзамен. Министр обороны Македонии Радмила Шекеринская в середине октября заявила, что новое македонское правительство (оппозиционное президенту Георге Иванову) предпринимает усилия для присоединения Македонии к НАТО, чтобы защитить страну от «вмешательства» России в ее внутренние дела.
Впрочем, формальным препятствием для выступления этой страны в альянс является ее спор с Грецией относительно названия государства. Греция считает, что название Македония исторически принадлежит исключительно соответствующей греческой области и не может быть применено к другому государству. Но, по последним сообщениям, эта проблема под нажимом Штатов близка к развязке, и Македония может даже сменить название, например, на такое – Бывшая югославская республика Македония, что якобы устраивает греков.
Как не развалить Боснию и Герцеговину
С БиГ немного сложнее. Находящаяся в ее составе Республика Сербская, населенная, соответственно, этническими сербами, ни при каких условиях не намерена входить в НАТО. Более того, президент РС Милорад Додик постоянно говорит о стремлении сербов выйти из состава БиГ и объединиться с матерью-Сербией. Додик не устает повторять, что БиГ, созданная по сценарию США (по Дейтонским соглашениям в 1995 году), является искусственным государственным образованием и долго не протянет, а развал страны на хорватско-мусульманскую и сербскую части – единственная перспектива БиГ.
И этот конфликт США пытаются как-то урегулировать? Как, если сербы на дух не переносят американцев и даже не приемлют саму мысль быть в составе НАТО? Американцы намерены все урегулировать на Балканах. Остается только догадываться, как будет происходить это урегулирование в отношении Республики Сербской. Не так ли, как НАТО в 1999 году «Томагавками» «урегулировало» Сербию, воспрепятствовав Слободану Милошевичу навести конституционный порядок во время мятежа в Косово?
Сербия – самая большая проблема США
То же самое касается большой Сербии, в отношении которой действуют все три пункта новой стратегии США на Балканах, потому что Сербия – это самая большая и самая главная проблема для полной реализации американской стратегии на Балканах.
Суть проблемы в том, что сербы очень привязаны к своей исторической памяти и считают Россию своей главной союзницей и спасительницей. «Бог је на небу, а Русија на земљи» («Бог на небе, а Россия – на земле»), гласит сербская поговорка. Как показывают регулярные опросы общественного мнения, сербы в своем подавляющем большинстве – 79,4% – решительно против членства своей страны в НАТО и за союз с Россией. Большая часть сербов и против вступления страны в ЕС: за членство страны в Евросоюзе 47,7% сербов, против – 39%, не определились – 13,3%. То есть в любом случае определенно за ЕС – менее половины. И задача Запада – оторвать сербов и их сознание от России. Достаточно почитать нынешнюю сербскую прессу, принадлежащую западноевропейским владельцам, чтобы понять, насколько мощному промыванию мозгов подвергается сербское население.
Нынешние сербские власти пытаются усидеть на двух стульях. С одной стороны, официальный Белград словами президента Александра Вучича твердит о дружественных отношениях с Россией. В Сербии назвать Россию врагом означает политическое харакири для любого политика. С другой стороны, сербская власть постоянно говорит о «европейском будущем» Сербии, что ближе к истине.
Как будет признано Косово
Надо отдавать себе отчет в том, что членство в НАТО и ЕС – практически равноценные инструменты коллективного Запада для втягивания какой-либо европейской страны в орбиту западного доминирования. Хотя бы потому, что ЕС в своих документах не раз называл НАТО основой безопасности всех стран Евросоюза, даже тех, кто формально не входит в НАТО. И в Сербии конгломерат под условным названием НАТО – ЕС использует попеременно то те, то другие рычаги для втягивания этой страны в сферу своего доминирования, даже несмотря на местное общественное мнение. Причем понятно, что в конгломерате НАТО – ЕС первыми среди всех остальных, полностью отказавшихся от своего суверенитета, являются США.
Главным условием для вступления Сербии в ЕС, которое выдвинул Евросоюз в ходе переговорного процесса с Белградом, является признание Сербией независимости Косова – исторической колыбели сербов, которая при помощи натовских бомбардировок оторвана от Сербии в 1999 году. Население Сербии против признания Косова.
Между тем в настоящий момент по инициативе правительства Сербии в стране идет «национальная дискуссия», которая к марту будущего года должна закончиться «общенациональным решением» о том, признавать ли Косово независимым государством. У сербов есть опасения, что как итог этой дискуссии им преподнесут то, что большинство населения якобы не против независимости Косова. Либо им могут предложить некий договор «о добрососедстве» между Сербией и Косово. Это, с одной стороны, не будет формальным признанием независимости Косова, а с другой – удовлетворит евробюрократию, и условие о признании независимости Косово будет считаться выполненным.
Прямым подтверждением этих выводов служат сигналы, приходящие из Брюсселя. На днях, по сообщению Wiener Zeitung, еврокомиссар по политике соседства и расширению ЕС Йоханнес Хан заявил о готовности государств-членов рассмотреть вопрос присоединения к блоку новых стран Балканского региона. Не надо объяснять, что речь идет, прежде всего, о Сербии. «Признано, что можно вернуть мир на Балканы, и перспектива присоединения к ЕС является ключевой для этого», – заявил Хан.
Между тем уже упомянутый президент Республики Сербской Милорад Додик заявил недавно, что в случае признания Белградом независимости Косово РС начнет процесс выхода из БиГ и присоединения к большой Сербии. Так что слова Хана о мире на Балканах посредством вступления западно-балканских стран в ЕС – либо лицемерие, либо глупость. Скорее первое. Успокоить непокорных сербов может вооруженная сила, как это было в 1999 году. Вот здесь-то и понадобятся зафиксированное в стратегии постоянное военное присутствие США на Балканах. Вот в этом и есть суть «посреднических» усилий США, которые действуют в связке с Брюсселем.
Под военным зонтиком США
А вот теперь главное в отношении Сербии. Скупщина (сербский парламент) в 2015 году без общественных дебатов и сообщений для прессы ратифицировала соглашение с НАТО, известное как СОФА (Status of Forces Agreement) и подписанное годом ранее. В результате Сербия, не будучи членом НАТО, взяла на себя обязательства, которые имеют полноправные члены НАТО по учредительным договорам Североатлантического альянса. Де-факто Сербия стала членом НАТО – с обязательствами, но без прав. В том же 2015 году министр обороны Сербии подписал соглашение, известное под названием ИПАП и предусматривающее сотрудничество Сербии и НАТО во всех сферах военной деятельности.
Что касается не признанного Сербией и Россией Косово, то на этой территории США давно обосновались с военной точки зрения. Это полная и безраздельная вотчина Пентагона. А потому нельзя серьезно говорить о том, что США позволят вернуть Косово под контроль Сербии.
Так что нет никакой разницы в том, является ли какая-либо страна на западе Балкан формальным членом НАТО, или нет. США уже раскрыли над всеми Балканами свой военный зонтик. Конечная цель Вашингтона – создать военный пояс на Западных Балканах, который мог бы противостоять России. Не скрывая истинных намерений, американцы пытаются доминировать в стратегически важном регионе Европы. Озвученная «новая стратегия» в отношении Балкан – лишь фиксация уже проводимой Штатами в течение четверти века реальной политики на Балканах. Можно сказать, что маски окончательно сорваны.
Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»