Ночью 29 ноября КНДР запустила баллистическую ракету. Первые же данные вызвали ажиотаж. Измеренный апогей траектории – около 4500 км, дальность – 950-1000 км, время полета – около 50 минут. Все это выглядело как пуск МБР по высокой траектории, и причем как пуск какой-то новой МБР. Или, как минимум, серьезно модернизированной.
Дело в том, что если в случае с июльскими пусками «Хвасон-14» спорили о том, «достанет ли ракета тихоокеанское побережье США», то после пересчета траектории новой ракеты тема споров сильно изменилась. Стали обсуждать: вся или почти вся основная континентальная территория США в зоне досягаемости новой ракеты? Большинство оценок максимальной дальности очередной ракеты КНДР теперь лежат в интервале 10500-13000 км.
Интригующее заявление
Довольно быстро появились заявления СМИ КНДР о проведении запуска МБР с ранее еще не звучавшим названием – «Хвасон-15». Но в заявлении и много других интригующих сообщений.
Во-первых, это сообщение о постройке собственного специального 9-осного автомобиля, на базе которого созданновый ракетный комплекс.
В официальных северокорейских СМИ было сказано дословно следующее:
«28-го ноября высший руководитель, приняв доклад о завершении подготовки испытательного запуска новой МБР, в полночь прибыл на место технической подготовки ракеты и осмотрел 9-осный подвижный грунтовый ракетный комплекс, сделанный рабочим классом. Высший руководитель, восхваляя безупречно сделанную работу, обратил внимание на труды рабочего класса завода, участвовавшего в разработке пусковой машины. Он выразил удовлетворение тем, что теперь мы сможем производить пусковые машины, сколько захотим за счет стопроцентного преобразования всех элементов пусковой установки на основе отечественного производства».
Это в любом случае сенсация. Ибо до недавнего времени потенциальное количество пригодных для этого машин в КНДР оценивалось в 6 – максимум 8 штук. По числу закупленных в Китае в 2010 г специальных 8-осных тягачей WS-52100 китайской компании Wanshan Special Vehicle с грузоподъемностью 80 тонн при собственном весе 42 тонны.
КНДР закупала их для гражданских нужд с целью промышленной эксплуатации «в экстремальных условиях». Это выглядит правдоподобно, ведь во многих странах многоколесные машины высокой грузоподъемности используются не только силовыми структурами.
Согласно официальным данным, опубликованным позднее китайской стороной, в мае 2011-го заказчику было поставлено две машины, а в октябре того же года — еще четыре. В самом Китае аналогичная автотехника широко используется в качестве шасси для мобильных ракетных комплексов и обслуживающих машин. После появления на параде 2012 г. в Пхеньяне WS-52100 с макетами ракет «Хвасон-13» Пекин закрыл Северной Корее возможности импорта подобной колесной техники.
Но разберем еще раз официальные северокорейские сообщения о запуске.
«МБР «Хвасон-15» поднялась на высоту 4,475 км (апогей) и пролетела 950 км за 53 минуты от точки запуска и точно попала в указанную цель в акватории Корейского восточного моря», - говорится в сообщении северокорейских СМИ.
Это в целом совпадало с первыми опубликованными иностранными данными. Отличие параметров опубликованных оценок США, Японии и Южной Кореи - вполне на уровне ошибок измерения с разных точек наблюдения разными техническими средствами.
«В частности, были подтверждены: точность попадания в цель на основе управления положением и корректирования скорости на среднем участке полета, точность работы сверхмощного двигателя с высокой удельной тягой, оснащенного управлением вектором тяги, также была проверена точность показателей проектирования соответствующей системы наведения и стабилизации», - отмечено в сообщении.
А тут явно намек на то, что двигательная система новая.
«МБР «Хвасон-15» целиком и полностью разработана на основе нашей отечественной промышленности в соответствии с нашей действительностью. Она является оружием ТПК, и таким образом наше государство теперь обладает еще одной МБР нового типа, способной нести сверхтяжелую ядерную боеголовку и нанести удар по всей территории США».
Если раньше в ходе испытаний ракет упоминались просто ядерные боеголовки, и даже некие тяжелые, то теперь появилось сообщение о сверхтяжелых. Явный намек на рост веса и объема доступной для доставки полезной нагрузки.
Аналитики с нетерпением стали ждать появления фотографий и видео.
Шокирующий «Хвасон»
Лучше слова чем шок, для определения реакции экспертного сообщества, не найти. Была опубликована большая подборка фотографий, на которых были показаны различные этапы погрузки, транспортировки, установки и подготовки МБР к запуску. И конечно же, сам пуск. Спустя некоторое время появилось традиционное отчетное видео. Что уже можно сказать?
Во-первых, в кадре действительно появился 9-осный тягач. Сильно похожий на WS-52100, только с 9-осями и другой кабиной. Есть и еще кое-какие отличия. Это может быть, как следствием того, что Пхеньян говорит правду и им действительно удалось сделать свой многоколесный тягач. Ну а первое поколение любых подобных машин обычно очень похоже на «источники вдохновения».
Само собой, если это действительно машина собственного производства, то вряд ли она имеет сногсшибательные характеристики. Но с другой стороны – она уже справляется со своими задачами, а подтягивание характеристик дело наживное. В любом случае, если верно второе предположение, то КНДР имеет неплохие шансы серьезно нарастить количествотяжелых автомобилей-ракетовозов в будущем.
Во-вторых, ракета огромная. Диаметр около двух метров и даже больше. Длина - вообще в районе 20-22 метров. Такова не самая точная оценка ее габаритов по фотографиям. Ракета при этом двухступенчатая. В мире не так много стран могут делать ракеты таких габаритов, и теперь и КНДР в их числе.Таким образом, странана грани вступления в еще один «элитный клуб».
В-третьих, обращает на себя внимание двигатель и его работа. На многих фото при взлете все выглядит так, будто струя пламени всего одна. Но это, видимо, вызвано ракурсом съемки. На фотографиях вблизи (где ракета устанавливается в вертикальное положение) видно, что есть две больших камеры сгорания. То есть, там нет отдельных маршевых камер и рулевых (как у «Хвасон-10» (1+2), «Хвасон-12» и «Хвасон-14» (1+4)). Эти две камеры одновременно и маршевые и рулевые. А это иной, более высокий уровень технологии. При этом факел достаточно «красивый», а значит, со сгоранием топлива и его подачей все в полном порядке. Северная Корея создала очень хороший, очень мощный и доведенный до ума двигатель.
В-четвертых, судя по размерам головной части, в нее может поместиться не только ядерная или термоядерная боеголовка. Туда в перспективе может влезть и серьезный комплекс ложных целей. А это уже огромная головная боль для противника. Под обтекателем «Хвасон-15» может «поселиться» вариант головной части с несколькими боевыми блоками. Причем не обязательно на каждую ракету ставить несколько реальных блоков. Достаточно одного ядерного, а остальные могут быть болванками той же геометрии, веса, стойкости к нагреву и перегрузкам.
C одной стороны, ПРО противника как фактор никто не отменял. Cдругой, местные конструкторы уже вышли на тот уровень, когда появление таких головных частей лишь вопрос времени и не такого уж большого.
В-пятых, перед запуском ракета устанавливается в вертикальное положение и стартовый стол отсоединяется от мобильной установки. Причем он, в свою очередь, ставится на некую конструкцию, которая расположена на специальной подготовительной площадке.
Решение уже знакомое по «Хвасон-12» и «Хвасон-14». Причем «Хвасон-12» в сентябре уже показала первый пуск без отсоединения стартового стола. А «Хвасон-14» во втором пуске использовала для установки стартового стола очень малозаметную подготовительную площадку (в отличие от первого пуска).
Не исключено, что и «Хвасон-15» постепенно покажет подобные улучшения.
Что дальше?
Прогресс КНДР в области создания дальнобойных ракет бесспорен. Однако, эффективность и убедительность ядерного сдерживания определяется не только пространственной досягаемостью средств доставки ядерного оружия. Теперь перед Пхеньяном встает задача продемонстрировать каким-то образом заведомо высокую живучесть своего ракетно-ядерного потенциала. Именно живучесть, да еще и в условиях первого удара противникаи и наличия у него ПРО. Что теперь будет демонстрировать Пхеньян?
Во-первых, это могут быть некие учебные запуски баллистических ракет, подготовка к которым будет проведена максимально скрытно. Ныне же большая часть пусков проводится в условиях планомерной подготовки как инфраструктуры слежения, так и мест запуска к прибытию первого лица страны. И эта подготовка заблаговременно обнаруживается разведками.
Во-вторых, это может быть демонстрация некого способа базирования ракет и ракетных комплексов, позволяющего обеспечить их заведомо высокую выживаемость. Например, что-то в стиле китайских подземных ракетных баз и коммуникаций между ними. Или уровня иранских подземных ракетных баз (некоторые из которых находятся внутри гор в 500 м от поверхности). Или показ некоего способа маскировки ракетных комплексов, не позволяющего надежно идентифицировать цель. Как пример, надежная маскировка ракетных комплексов под гражданские автомобили и т д.
В-третьих, испытания новой ракеты средней или промежуточной дальности, причем ракеты твердотопливной. Это позволяет повысить выживаемость ракетных комплексов за счет более короткого времени нахождения на позиции как перед пуском, так и после него. Тут в качестве кандидатов на ум приходят показанные на параде 15 апреля 2017 г. две системы с использованием транспортно-пусковых контейнеров.Одна с макетом транспортно-пускового контейнера, смонтированного на полуприцепе для обычных гражданских седельных тягачей, другая с установкой макета на 8-осный тягач повышенной проходимости.
Также нельзя исключать, что в КНДР для ходовой базы новых ракетных комплексов могут использовать переоборудованные колесные тягачи от комплексов «Хвасон-7» и «Хвасон-10».
От темпа и успешности всего этого в значительной степени будет зависеть то, чем закончится нынешний кризис в Северо-Восточной Азии.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»