Президент Украины Петр Порошенко на днях объявил о создании в стране нового сверхмощного бронетранспортера БТР-4МВ1. По словам украинского президента, он «соответствует стандартам НАТО». А при ближайшем рассмотрении выясняется, что на старую разработку лишь навесили решетку и поставили видеорегистратор. На экспорт идет плохо, а ВСУ получили машину едва ли не в единственном экземпляре.
Вообще история создания БТР-4 «Буцефал» началась в инициативном порядке еще в 2002 году в Харьковском конструкторском бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Украинские инженеры старались создать бронемашину, которая принципиально отличалась бы от советского образца БТР-70, который до сих пор стоит на вооружении ВСУ и используется в так называемой зоне АТО в Донбассе. Внешне новинка отличалась от прежних образцов, но, как отмечают эксперты, это был все тот же старый БТР, только в новой упаковке. До конца 2014 года в его производстве использовалась едва ли не половина деталей российского производства, что позволяло бронемашине удержаться на ходу. По крайней мере, она хотя бы ездила.
Отказавшись от военно-технического сотрудничества с Россией, Украина теперь производит бронетехнику в основном из своих комлектующих: в производстве БТР-4 задействованы 13 предприятий концерна «Укроборонпром». При этом одно из необходимых для производства машины предприятий находится в Крыму – это Феодосийский казенный оптический завод, выпускающий систему управления огнем «Аркан» и автоматическую постановку завес «Линкей», которая также позволяет определять местоположение источника лазерного облучения. От этого оборудования Украина тоже отказалась, предпочтя закупать импортные аналоги, равно как и двигатели Iveko, Alison, Deuts, в том числе с автоматической коробкой переключения передач.
«Теоретически это мог быть действительно хороший бронетраспортер, – говорит эксперт в области вооружений директор Центра анализа стратегии технологии Руслан Пухов. – Харьковские разработчики взяли за основу все лучшее, что было в прежних образцах, и постарались смоделировать принципиально новую машину. В итоге исключительно по политическим мотивам пришлось, как говорится, собирать с миру по нитке и вгонять в этот БТР нестыкуемые порой детали. Это не могло не сказаться на качестве. И модель 4МВ1, которую так широко разрекламировал сейчас Порошенко на своей странице с соцсетях, – это чуть более совершенный БТР. Лучше предшественников, но ничего особенного в нем нет. Да, повышена защищенность, более современное вооружение, есть дополнительное оборудование, но до так называемых стандартов НАТО эта бронемашина не дотягивает точно. И, естественно, уступает по многим показателям российскому БТР-82А. Что еще можно отметить: существенных модернизаций этого БТР так и не было и нынешняя презентационная модель не сильно отличается от предыдущих. Никакого прорыва не произошло».
Украинский БТР-4МВ1 представляет собой классический бронетранспортер, состоящий из отделения управления, моторного отсека и десантного отсека. Экипаж состоит из трех человек – механика-водителя, стрелка-оператора и командира. Варианты вооружений моделируются – от пушечно-пулеметного (30-мм пушка и 7,62-мм пулемет) до противотанковой управляемой ракеты. Если верить словам украинского президента, то новая модель бронемашины усилена оптико-электронным прицелом с тепловизором и высокоточной цифровой системой ведения огня. Установлен американский дизельный двигатель с автоматической коробкой передач, имеется несколько видеокамер для кругового обзора.
Эксперты оценивают этот бронетранспортер весьма критически: «Запорожец» с двигателем от Porshe так и останется примитивным «Запорожцем». Общая тенденция в восточноевропейских странах, вставших под знамена Североатлантического альянса, такова, что они сейчас избавляются от старых образцов советской бронетехники и уже не пытаются их модернизировать. Там либо закупают западные образцы, либо пытаются наладить производство их аналогов. Украинский БТР-4МВ1 как вариант для закупок на этом рынке вооружений не рассматривается. Экспорт на Ближний Восток и в Ирак оказался не очень удачным. А для потребления собственной армией явно не хватает денег на производство: заказ на 150 БТР пока в стадии выполнения и перспективы здесь весьма туманны. Около 50 бронемашин получила Нацгвардия, армии досталось несколько образцов.
С экспортом украинского БТР-4 тоже не все ладно. В США удалось продать бронетранспортер в единственном экземпляре – американцы купили его шутки ради. Нигерия приобрела десять таких бронемашин, Индонезия – пять. Конфуз произошел в сделке с Казахстаном, который собирался наладить совместное производство 100 бронетранспортеров этой модели. Производство так и не было начато, а тестовый экземпляр (один) был возвращен украинской стороне в связи с выявленными недочетами в конструкции. Наиболее успешной, если можно так сказать, стала сделка с Ираком, куда было отправлено около 100 БТР-4 (закупка финансировалась США) вместо заявленных по контракту 420 бронетранспортеров. Мировым брендом украинское «бронированное чудо» так и не стало.
«Это общая тенденция всей украинской промышленности, когда производимые товары оказываются невостребованными на мировом рынке, причем не только военного назначения, – считает Руслан Пухов. – Вот даже широко разрекламированный украинский танк Т-84БМ "Оплот", который в Киеве назвали "лучшим в мире", мог бы стать действительно хорошим танком. Он был создан на базе советского Т-80, и все, что в нем осталось лучшего, – это старая база. В итоге танк в количестве 49 штук был поставлен лишь в Таиланд, да и то с нарушением срока контрактов, а два десятка машин просто не достроены. Украина, некогда интегрированная в систему советской экономики, сейчас просто не в состоянии самостоятельно производить высококлассную технику: не хватает ни составляющих деталей, ни опыта специалистов. В итоге традиционно ищет врагов, как это было в сделке с Ираком по продаже БТР-4, когда речь зашла о том, что поставляемые бронетранспортеры ржавые и непригодные к эксплуатации. Органы безопасности Украины тогда обвинили рабочих одного из оборонных предприятий ни много ни мало в диверсии: якобы те специально использовали непригодный металл, чтобы контракт с Ираком на поставки вооружений заключила Россия».
Вероятно, что «гордость» Порошенко БТР-4МВ1 еще долгое время так и останется выставочным образцом. Ну, если только западные партнеры не скинутся и не закупят по одному экземпляру – в качестве мишени для испытания своих вооружений.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»