Любимец военных
Новая компоновка, простота обслуживания и удачное вооружение, собранные в одном корпусе, позволяют БМП-3 вот уже три десятилетия успешно решать задачи в интересах Сухопутных войск.
Потенциал большинства машин, разработанных в это же время за рубежом, практически исчерпан, однако на базе отечественной машины продолжают появляться новые модификации.
При этом БМП-3 с 30-мм скорострельной пушкой со 100-мм орудием впору сравнивать по огневой мощи с легкими танками: такое вооружение позволяет не только безопасно прикрывать высадку боевой группы, но и при необходимости подавить огневую точку противника.
Во всем мире на универсальные легкие боевые машины продолжает повышаться спрос, однако только отечественная БМП-3 является в этом отношении не только наиболее боеспособным, но и наиболее коммерчески успешным образцом.
Легче «одноклассников»
Проблема перегруженности БМП в современных боевых машинах встречается все чаще. За разговорами об их защитных свойствах, чаще всего, стоит одна серьезная проблема – отсутствие возможности быстро передвигаться по полю боя. Однако именно такой путь выбрали зарубежные разработчики бронетехники, единый стиль исполнения которых прослеживается не только в технике предыдущего поколения, но и в новых боевых машинах. Главными по «лишнему весу» по-прежнему остаются американские специалисты: БМП «Брэдли» (качественно новой замены которых не приходится ждать еще лет десять) в наиболее защищенных версиях «весят» по 35–36 т.
Не лучшим образом дела обстоят и у европейских союзников: одна из недавних новинок для Сухопутных войск, боевая машина пехоты «Пума» от немецкого концерна Krauss-Maffei Wegmann по своим характеристикам справедливо находится практически на одной ступени с некоторыми основными боевыми танками – масса немецкой БМП составляет 43 т.
При этом два общих недостатка, объединяющих американскую и европейскую машины этого типа, до сих пор не устранены. Это высокая стоимость производства и единственно возможное исполнение боевых модулей.
Есть чем бить
БМП-3 относительно зарубежных конкурентов выглядит значительно удачнее: конструкция машины массой менее 20 т постоянно дорабатывается и может позволить не только свободу маневра при войсковых операциях, но и большой простор для размещения вооружения и вспомогательного оборудования. БМП-3 «Драгун» была представлена на всеобщее обозрение не так давно, однако именно эта машина позволяет оценить, насколько просто работать с конструкцией боевых машин отечественного производства.
Изменений в новой машине достаточно: цифровая помехоустойчивая система управления огнем, сетевая интеграция машины в единую систему управления тактическим звеном и реализация концепции цифрового борта позволили не только ускорить получение оперативных данных о противнике на поле боя, но и сократить время подготовки к применению вооружения.
Пересмотр конструкции боевой машин привел к тому, что башня БМП-3 «Драгун» стала необитаемой, двигатель с трансмиссией были перемещены в переднюю часть машины, а экипаж «переехал» в ее наиболее защищенную часть рядом с десантным отделением.
Помимо 30-мм автоматической пушки и 100-мм пусковой установки с современными приборами наведения, на базе БМП-3 может быть смонтировано и другое вооружение, которое позволит экипажу бороться не только с легкобронированной техникой противника, но и доставлять неприятности основным боевым танкам. Боевой модуль с 57-мм позволяет БМП-3 вести огонь на дистанциях до 12 тыс. м по нескольким типам целей, включая танки, боевые и транспортные вертолеты противника. При этом для каждой цели найдется свой снаряд: уже сейчас в боекомплект модуля АУ-220М входит несколько типов снарядов – от бронебойно-трассирующих до осколочно-фугасных, а в перспективе ожидается появление управляемых боеприпасов.
На БМП-3 может быть установлено и комплексное разведывательное оборудование: на базе боевой машины пехоты созданы передвижная радиолокационная станция и модуль разведки и управления (МРУ), главной задачей которых является повышение качества боевых действий и защиты войск.
Главным достоинством машины является способность к одновременной работе по нескольким типам целей. МРУ-Б способна в реальном времени отслеживать до 80 воздушных целей одновременно и распределять их между средствами ПВО. Современные боевые действия требуют от техники Сухопутных войск серьезной универсальности. При хорошей проходимости и небольшом весе на боевые машины пехоты приходится все больше задач: помимо доставки пехоты, БМП-3 учатся не только противостоять легкобронированной технике, но и бороться с более серьезным противником.
Даже при поверхностном сравнении становится понятно, что из всех существующих в мире БМП-3 на сегодняшний день является наиболее удобным, сбалансированным, универсальным и вооруженным средством переброски десанта и поддержки огнем. При всех достоинствах машины – небольшой массе и серьезном вооружении – БМП-3 стоит в два, а в некоторых случаях и в три раза дешевле зарубежных аналогов.
«С расширением состава вооружения и оборудования появляется больше шансов на заключение крупных контрактов. В этом смысле машины на базе БМП-3, включая "Драгун", – то, что нужно. Хотя они по большей части уже являются боевыми машинами огневой поддержки с возможностью перевозить десант», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.
По мнению экспертов, новые машины придутся по вкусу не только государствам, уже закупившим российские БМП-3 большими партиями, но и тем, кто только выбирает наиболее оптимальный вариант для оснащения вооруженных сил.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»