Первый из «Локхидов»
Повышенное внимание со стороны прессы, военных экспертов и пилотов строевых авиационных частей, увы, не помогли «Раптору» поучаствовать в боевых действия до официального завершения серийного производства. И хотя принятый на вооружение в 2005 году самолет неоднократно называли лучшим в классе малозаметных истребителей, сомнения относительно реальных «стелс-возможностей» в адрес нового истребителя появились практически сразу.
Свое первое боевое применение F-22 увидел лишь 9 лет спустя принятия на вооружение - только в сентябре 2014 года Пентагон официально подтвердил, что для ударов по террористическим группировкам на территории Сирии привлекаются истребители этого типа.
Предполагалось, что поступление F-22 в войска ознаменует собой новую эпоху в американских ВВС - боевую машину пятого поколения планировалось использовать для разведывательных и ударных миссий, а сам истребитель называли в качестве вероятного кандидата на замену сразу нескольких самолетов - F-15 (включая несколько модификаций), F-16, а также стелс-бомбардировщиков F-117А.
Однако превратиться в полностью эффективный ударный малозаметный самолет «Раптор» не может из-за целого вороха технических проблем, большинство из которых «всплыло» ровно в тот момент, когда истребитель начали активно «гонять» на задания.
Я вас не слышу!
Авторитетное американское издание Aviation Week опубликовало мнение одного из летчиков 95-й истребительной эскадрильи ВВС США, расквартированной на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ, согласно которому гипоксия больше не лидирует в списке самых страшных проблем при проведении боевых операций с участием истребителей F-22. Сведения о том, что БРЭО американского истребителя пятого поколения имеет большие сложности с обработкой тактической информации, стали известны задолго до первых поставок истребителей F-22 в строевые части и полетов в зоне боевых действий.
Уже после насыщения строевых авиационных частей машинами нового типа выяснилось, что разработанная для обмена информацией система распределения тактической информации (JTIDS), настроенная на малозаметных истребителях в основном «на прием», не позволяет оперативно работать с принимаемыми на борт данными и применять высокоточные боеприпасы по нужным целям.
Много лет спустя, уже в рамках боевого применения машин выяснилось, что наиболее удачное аппаратное решение для JTIDS - специальный канал связи Link16, который служит для оперативного обмена информацией, сильно ограничивает боевую эффективность истребителей F-22 и по-прежнему не позволяет летчику оперативно получать/подтверждать данные о цели. Оперативную обстановку, а также любые другие данные о цели летчики F-22 вынуждены докладывать через наименее защищенный канал связи и бортовую радиостанцию, в безопасность передачи данных по которым, согласно сообщению Aviation Week, не очень верят сами. При этом, по мнению экспертов, максимально эффективное применение F-22 в рамках выполнения «профильных» боевых задач по-прежнему возможно лишь при соблюдении целого ряда условий.
«В полной мере возможности "Раптора" раскрываются только при использовании внешней "подсветки" целей самолетами ДРЛО и при отсутствии у противника современных эшелонированных средств ПВО, а также комплексов РЭБ. Сам по себе этот самолет не способен противостоять развитым системам ПВО и истребителям - без внешнего целеуказания он будет "выдавать" себя излучением БРЛС, а малозаметность самолета реализована в сантиметровом диапазоне волн, в то время как для наземных радаров метрового диапазона он по-прежнему уязвим», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» инженер-авиастроитель Сергей Иванов.
Старый пес - новые трюки
Военные эксперты считают, что вновь обнаруженные конструктивные недоработки «Рапторов» не являются принципиально новыми сложностями для ВВС США, все эти проблемы давно известны, просто достоянием общественности эти сведения долгое время не становились из-за отсутствия боевой работы и применения F-22 на реальных ТВД. При этом российские истребители Су-30/Су-35 американскими военными и экспертами никогда как «стелс-машины» не позиционировались, хотя оба истребителя могут выполнять боевые задачи в «особых» режимах.
Для скрытого поиска и захвата цели Су-30 и Су-35 оснащены оптико-локационными станциями, позволяющими поражать как крупные летательные аппараты - истребители и самолеты других типов, так и БПЛА на значительном удалении от цели. При этом истребители могут не задействовать бортовую РЛС и до последнего скрывать местоположение борта.
Подобных возможностей F-22 лишен - еще в рамках ОКР разработчики приняли решение отказаться от оптико-локационных систем в пользу других, пассивных средств обнаружения противника и мощной (активной) бортовой РЛС, закладывая в концепцию F-22 применение управляемых ракет с дальних дистанций.
Обращает на себя внимание и другое обстоятельство - истребители ценой в $150 млн за единицу не приспособлены к ночным полетам - на F-22 не установлен комплекс датчиков, позволяющий заблаговременно производить идентификацию целей, а сами летчики лишены системы нашлемного целеуказания и управления вооружением, что значительно усложняет и делает более опасной даже рядовые вылеты. По сути, о присутствии в небе российских истребителей пилоты F-22 узнают не с помощью бортового оборудования на своем самолете, а от наземных станций слежения или других средств контроля за воздушным пространством.
Эксперты отмечают, что большинства из этих проблем лишены истребители предыдущего поколения - F-15 и F-16, однако использовать авиацию предыдущего поколения для полетов в воздушном пространстве Сирии ВВС США не решаются, поскольку такие машины уязвимы даже для относительно устаревших комплексов ПВО.
Ввиду отсутствия технической готовности к боевым действиям не применяется для ударов по объектам террористов и «наследник» F-22 - самолет пятого поколения F-35, с которым уже по традиции связан один из недавних громких скандалов.
Последствия
Глава Военного комитета НАТО Петр Павел 25 октября 2017 года выступил с неоднозначным заявлением, в котором предупредил, что власти Турции неизбежно столкнутся с «последствиями» покупки комплексов ПВО С-400 в России. Если не считать намеков на отказ от интеграции систем этого типа в региональную ПВО НАТО, главную опасность российские комплексы ПВО представляют прежде всего для перспективных истребителей F-35, которые активно распродаются всем союзникам США по Альянсу.
Как считают эксперты, граничащая с истерикой реакция руководства НАТО на закупки Турцией оборонительных систем противовоздушной обороны российского производства может «вскрыть» реальные показатели «малозаметности» и боевой эффективности новых американских истребителей пятого поколения.
«Тревога для американских авиастроителей состоит в том, что они хоть примерно, но представляют себе параметры работы российских РЛС из состава комплекса С-400, и прекрасно знают, что для таких многодиапазонных комплексов понятие "невидимый" не существует как таковое», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» радиофизик, кандидат математических наук Владимир Лабунский.
Сложности с обнаружением российских истребителей Су-30 и Су-35, которые по боевым возможностям не уступают американским F-22, не последние для американских летчиков. Очевидно, что за более чем десятилетний срок боевой службы «Рапторы» так и не были доработаны по ключевым направлениям, включая бортовое радиоэлектронное оборудование, системы связи и управления вооружением. А значит, считать F-22 пригодным к боевой службе по-прежнему нельзя.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»