Время «стратегов»
Четвертый корабль в серии только на первый взгляд похож на своих «собратьев». Построенный по модернизированному проекту «Борей-А» стратегический подводный крейсер «Князь Владимир» изначально разрабатывался как корабль с повышенными боевыми возможностями.
Комплексная работа над проектом позволила определить три основных направления модернизации исходных кораблей проекта 955 «Борей». В качестве ключевых были обозначены работы по снижению шумности и маневренности, а также вспомогательные системы, отвечающие за обнаружение противника и управление вооружением.
Сложность создания подводного флота всегда сравнивают с единой системой управления крупным городом: для бесперебойного функционирования необходимо обеспечить насыщение единого «организма» сотнями и тысячами вспомогательных инструментов.
Подавляющее большинство технологий, связанных со строительством подводных лодок, совершенно секретны – от конструкции гребных винтов до системы вентиляции, – однако известно, что модернизированная субмарина будет значительно «тише» своих предшественников. Не вдаваясь в детали, стоит отметить, что только разработкой специальной «шумоизоляции» – противогидролокационного покрытия подводных лодок – занимаются отдельные научно-исследовательские институты.
Звукопоглощающее покрытие в большинстве заслуживает лишь частичного упоминания, однако это решение, наряду с размещенным особым образом бортовым оборудованием, позволяет достичь практически абсолютной бесшумности во время боевого патрулирования. С каждым появлением подводных лодок менялся не только состав «шумоизоляции» АПЛ, но и способ крепления этого материала к корпусу корабля. Благодаря уникальным технологиям в области создания составов особой плотности шумность современных субмарин по сравнению с подлодками времен холодной войны снизилась более чем в 100 раз.
Гоночный болид
Одним из главных критериев боевой эффективности атомных субмарин всегда оставались их скорость и возможность «отрываться от хвоста». Над способностью новой лодки активно маневрировать, менять глубины и скрытно передвигаться разработчики из ЦКБ МТ «Рубин» поработали особо: энергетическая установка и гребные винты с уникальной конструкцией позволяют РПКСН 4-го поколения разгоняться под водой до скорости почти в 30 узлов – более 50 км/ч. Несмотря на то что размеры конструкции измеряются метрами, изготовление многотонного изделия – тонкий и сложный процесс, ошибки в котором недопустимы.
«Соблюдение технологических процедур и минимальные допуски нужны для того, чтобы гребной винт избежал кавитации, которая не только значительно повышает шумность лодки, но и может привести к разрушению изделия», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Сергей Иванов.
Однако есть у «Бореев» и другие секреты: на случай необходимости скрытого движения лодка оснащена водометными движителями, которые в сочетании с высокопрочным маломагнитным корпусом позволяют бесшумно двигаться на предельных для субмарины глубинах, избегая обнаружения гидроакустическими станциями противника.
«Стиратель» континентов
Основное вооружение «Борея-А» осталось без изменений – БРПЛ «Булава» с шестью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Каждый «Борей» принимает на борт до 16 ракет этого типа, а предельная дальность пуска ограничивается отметкой в 9 300 км. Однако, по мнению экспертов, при проектировании «Борея-А» и строительстве таких лодок доработана не только система управления, но и обеспечения безопасности ракет на борту. Изменения в конструкции, по мнению опытных инженеров, вносятся с единственной целью – сократить время подготовки к пуску до минимального.
Несмотря на то что «Князь Владимир» уже заявляется экспертами как значительно превосходящий по боевым возможностям американские АПЛ типа «Огайо», в ближайшем будущем один из компонентов сил ядерного сдерживания может быть обновлен и дополнен другими ракетными подводными крейсерами стратегического назначения.
Эксперты отмечают, что по боевым возможностям субмарины проекта 955Б или «Борей-Б» станут квинтэссенцией военных судостроительных технологий и не только будут сочетать в себе высокую степень надежности и автоматизации, но и иметь способность куда большей автономности. Технологические решения, заложенные в субмарины проектов 955 и 955А, по данным экспертов, позволят обеспечить безопасность Российской Федерации на протяжении следующих нескольких десятилетий.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»