Заявления о том, что на базе истребителя-бомбардировщика Су-34 будет создаваться самолет штурмовой авиации, Бондарев делает не первый раз. Так, в 2016 году тогда еще действующий главком ВКС заявил, что в будущем на базе Су-34 планируется создать линейку различных модификаций.
«Мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо делать на базе Су-34. Прекрасный самолет. Маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у "двадцать пятого", прекраснейшие точностные характеристики <…>. Я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть», – сказал Бондарев.
Также Бондарев отметил, что штурмовики Су-25 все еще имеют серьезный модернизационный, ремонтный потенциал и их ресурса должно хватить на 10–15 лет. В первую очередь этот срок обусловлен сроком службы планеров самолетов.
«Шершень» и Як-130
Проработка проектов нового российского штурмовика началась несколько лет назад. В частности, в госпрограмму вооружений до 2020 года были включены опытно-конструкторские работы по проекту с шифром «Шершень-ЭП», который планировалось создавать на базе Су-25. Предполагалось, что самолет получит двигатели Р-195 и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Кроме того, в начале текущего года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров завил, что заменой штурмовика может стать учебно-боевой самолет Як-130.
В таком разбросе мнений о том, каким должен быть новый российский штурмовик, нет ничего удивительного. Во-первых, именно так всегда находится самый оптимальный вариант, а во-вторых, споры в данном случае идут не о конкретной машине, а о том, какое место она должна занять на поле боя в вооруженных конфликтах будущего. И для того, чтобы понять это, нужно рассказать об истории отечественной штурмовой авиации.
Железобетонный самолет
Российская военная история знает показательный пример, когда от штурмовой авиации зависело будущее всей страны. Ил-2, или, как его называли немцы, «железобетонный самолет», создавался для непосредственной поддержки войск на поле боя. Важно подчеркнуть, что во время Великой Отечественной войны штурмовали наземные цели не только штурмовики, но и пилоты истребителей. В начале войны из-за нехватки подходящей техники эти задачи в том числе выполняли даже бомбардировщики Ил-4, что закономерно вело к огромным потерям.
Главное отличие Ил-2 от других самолетов заключалось в том, что он изначально создавался как штурмовик: броня была частью конструкции, которая не только защищала от пуль, но и несла нагрузку. А вот все попытки создать аналог советского штурмовика в Германии провалились. Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории авиации: всего было построено порядка 36 тыс. штурмовиков, которые сильно повлияли на исход войны. Модификации этих машин использовались в некоторых странах вплоть до 1954 года, но в СССР штурмовая авиация после войны была вовсе ликвидирована.
Ильюшин против Сухого
Штурмовая авиация была упразднена приказом министра обороны СССР 20 апреля 1956 года. Связано это было с появлением тактического ядерного оружия, которое заставило по-другому взглянуть на задачи ВВС над полем боя: в случае ядерной войны штурмовые самолеты казались ненужными. Кроме того, командование было уверено, что в случае необходимости штурмовую авиацию легко заменит истребительная, которая уже тогда могла нести широкий спектр вооружения. Но вскоре оказалось, что это не так.
К середине 60-х годов военные доктрины СССР и США снова кардинально изменились. Стало понятно, что полномасштабная ядерная война маловероятна, а в локальных конфликтах будут задействованы обычные вооружения. В 1967 году прошли учения «Днепр», в ходе которых пилоты истребителей пытались наносить удары по наземным объектам. Результаты оказались неожиданными: самым эффективным стал истребитель МиГ-17, который благодаря своей маневренности позволял пилотам уверенно распознавать и поражать цели. Другим скоростным машинам попасть по «земле» было трудно из-за их высокой скорости. Стало понятно, что армии нужен новый штурмовик, которым стал Су-25, позже получивший в войсках прозвище «Грач».
Разработку проекта Су-25 начали молодые сотрудники ОКБ «Сухого» втайне от руководства задолго до того, как Минобороны СССР объявило конкурс на новый штурмовик. Во многом именно это повлияло на победу Су-25: эта машина на конкурсе была единственной, представленной в виде полноразмерного макета, что, безусловно, в том числе повлияло на выбор комиссии.
ОКБ им. С. В. Ильюшина представило на конкурс проект штурмовика Ил-102, который был значительно больше Су-25: масса пустого самолета составляла 13 т против девяти у Су-25, а полезная нагрузка Ил-102 была приближена к Су-34 и составляла 7 200 кг. Но на вооружение был принят именно самолет «Сухого», и, конечно, это было сделано далеко не только потому, что ОКБ представило полномасштабный макет: проект оказался более приближен к потребностям военных, чем Ил-102.
Рожденный в спорах
Размеры самолета и его взлетный вес неоднократно менялись в ходе проектирования: изначально машина была значительно легче, а военные хотели получить сверхзвуковую машину. В результате в серию пошел самолет с нормальной взлетной массой 14 600 кг, максимальной скоростью 950 км/ч и максимальной боевой нагрузкой 4 400 кг.
Предполагалось, что Су-25 должен будет перемещаться вместе с армией в случае ее наступления или отступления, и поэтому способен взлетать с грунтовых полос, а в случае острой необходимости использовать автомобильный бензин вместо авиационного керосина. Все ключевые элементы самолета хорошо бронированы. Изначально в специальных контейнерах предполагалось перевозить все необходимое для обслуживания самолета в полевых условиях, в том числе техника из наземного обслуживающего персонала.
Важно подчеркнуть, что ни разу за всю многолетнюю историю боевого применения штурмовика эти возможности ему не пригодились. Но в бою машина проявила себя великолепно, став по-настоящему легендарной.
Самолет несет широкий спектр вооружения, начиная с управляемых и неуправляемых ракет и заканчивая 20-мм пушкой ГШ-30-2 и противотанковым ракетным комплексом «Вихрь». Самолет проходил несколько модификаций для ВКС РФ. Новейшая из них – Су-25СМ3.
«Грачи» над Сирией
С появлением высокоточного оружия снова начались разговоры о том, что штурмовая авиация больше не нужна. Зачем, если существуют крылатые ракеты, способные с расстояния в тысячи километров попасть в любое окно? Особенно громко голоса в пользу снятия с вооружения штурмовиков стали звучать в США, где истребитель F-35 A-10 должен заменить A-10 Thunderbolt. Во многом это связано с тем, что разработчики истребителя всеми правдами и неправдами пытались окупить колоссальные средства, вложенные в этот проект. Вот только на деле штурмовики по-прежнему остаются одной из главных ударных сил на поле боя, и касается это как американской авиации, так и российской.
Штурмовики Су-25 вместе с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 составляют костяк российской группировки в Сирии. Самолеты эффективно применялись для уничтожения командных пунктов, складов, живой силы боевиков. Особенно эффективно «Грачи» показали себя при уничтожении бронетехники террористов.
Но известно как минимум два случая, которые показали, что эти самолеты очень трудно чем-то заменить. Так, штурмовики Су-25 оказывали воздушную поддержку при деблокировании взвода российской военной полиции в зоне деэскалации «Идлиб» в Сирии, нанося удары по позициям боевиков. Благодаря быстрому реагированию и точности ударов авиации российские военные были успешно выведены из окружения. Второй известный случай – когда штурмовики прикрывали движение войск по дороге к Дейр-эз-Зору, не позволяя террористам приблизиться к колонне.
«Когда дело доходит до реальных вооруженных конфликтов, оказывается, что хорошо бронированный и защищенный штурмовик по-прежнему остается незаменимым на поле боя, несмотря на появление все новых образцов вооружения. И в будущем эта ситуация вряд ли изменится», – считает военный эксперт Владимир Карнозов.
Замена для «Грача»
Концепция использования Су-34 в качестве штурмовика имеет как безусловные плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести то, что самолет имеет значительно большую боевую нагрузку в сравнении с Су-25, и то, что ОКР займут немного времени и потребуют относительно немного средств. Главным минусом такого проекта являются размеры самолета.
«Основная задача штурмовика – нанесение ударов по наземным целям с относительно малых высот. На этих высотах машину может "достать" огонь из стрелкового оружия. И чем больше будет самолет, тем выше шансы, что в него смогут попасть. Кроме того, большие размеры и взлетная масса могут повысить стоимость летного часа в сравнении с более легкими штурмовиками», – считает военный эксперт Дмитрий Дрозденко.
По данным источника сайта ТРК «Звезда» в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторские работы по этому проекту пока что не начаты, и вопрос создания на базе Су-34 пока что остается открытым.
«Штурмовик – это самолет, который изначально создавался под определенные задачи, и создать его из Су-34 или Як-130 довольно трудно. Поэтому, на мой взгляд, более целесообразным было бы продолжение работ по проекту "Шершень"», – считает Карнозов.
По словам Виктора Бондарева, работы по созданию на базе Су-34 штурмовика запланированы на 2018 год. Именно просчет стоимости этих работ и моделирование эффективности этой машины на поле боя покажут, необходима ли она ВКС.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»