Обозреватель израильского издания Haaretz Джаред Макбрайд обвинил власти Киева в попытке обелить фашистское прошлое Украины путем создания «архетипического» образа «еврейско-украинского националиста» Лейбы-Ицко Иосифовича Добровского.
«Президент Порошенко позволил националистическим активистам, например, главе Института национальной памяти Владимиру Вятровичу, лепить историю Украины.... Этот националистический ревизионизм стремится показать, что основные националистические организации военного времени, такие как Организация украинских националистов (ОУН) и ее военное крыло Украинская повстанческая армия (УПА) (организации запрещены в России - прим. ред.) были в конечном счете многоэтническими, "многокультурными" и демократическими», - пишет автор.
Вместе с тем, по мнению Макбрайда, главной проблемой здесь стали отношения националистов, участвовавших в этнических чистках во времена Второй мировой войны, с украинскими евреями, однако в последние годы украинские СМИ начали прославлять роль Лейба-Ицко Иосифовича Добровского - еврея, который вступил в ряды националистов, а его «история» являет собой «пылкую попытку Украины вычеркнуть антисемитизм из своей истории военного времени».
Автор отмечает, что история Добровского как «архетипического» образа «еврейско-украинского националиста» неоднократно возникала в украинских СМИ, а Владимир Вятрович даже читал лекции о его жизни.
Так, утверждалось, что Добровский был не только членом УПА, но и активно писал для украинских националистов пропагандистские листовки, будучи при этом евреем.
В действительности же Макбрайду удалось выяснить, что Лейба-Ицко Иосифович Добровский вырос в Киевской области, закончил юридическую школу, а в 1941 году, будучи солдатом Красной Армии, был схвачен в плен, где решил сменить имя на Леонида Дубровского, «чтобы стать украинцем».
Под новым именем ему удалось освободиться, и он отправился на северо-западную Украину, где случайно встретил местных украинских националистов, связанных с местной коллаборационистской полицией и администрацией, в том числе местным мэром, а затем и членом УПА Николаем Крыжановским. Не подозревая, что Добровский в действительности был евреем, националисты оценили его образование и завербовали для пропаганды.
В отличие от «блестящей националистической легенды» Добровский фактически скрывал свое еврейство от националистических «соотечественников» и не был восторженным сторонником украинского национализма. На самом деле он лишь боялся, что его раскроют.
Таким образом, заключает Макбрайд, дело Добровского было «изобретено» Киевом для попытки обелить фашистское прошлое, при этом данный миф доказывает, что Западу следует «прекратить романтизировать украинских националистов Второй мировой войны».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»