«Тяжеленький увалень»
Петербургские верфи. Ледокол «Илья Муромец» вот-вот отправится на государственные испытания в Балтийское море. По палубе шагают заместитель главнокомандующего ВМФ России Александр Федотенков и главный строитель «Адмиралтейских верфей» Владимир Надточеев.
– Оборудование, технологии наши? – спрашивает представитель ВМФ.
– Доля отечественного оборудования – 90%, – отвечает главный строитель.
Корреспондентов «Звезды» проводят в ходовую рубку. Она напоминает центр управления полетами. Мониторы, кнопочки, рычажки... Панорамное остекление. По ту сторону Невы мерно покачивается атомный ледокол «Арктика». На носу «Муромца» – вертолетная площадка. Вдали блестит шпиль Петропавловской крепости.
Слово берет капитан «Ильи Муромца» Глеб Рутковский. О новом судне он рассказывает с любовью.
– Ледокол хороший, прекрасно управляется. Тяжеленький... Увалень такой.
«Повара справятся»
Уникальность корабля – в легкости управления. Его может запросто контролировать всего один человек – капитан (это так называемый безвахтенный режим). Высокую маневренность обеспечивают двухвинтовые рулевые колонки.
– Фактически судном можно управлять с помощью одного джойстика! – говорит Глеб Рутковский.
Ледокол еще совсем необжитой. Некоторые стены и перекрытия до сих пор покрыты строительной пленкой... Но камбуз уже работает. Кокам предстоит кормить команду из 35 человек – такова численность экипажа «Ильи Муромца».
До отплытия на главные испытания остается всего десять минут. Идут последние приготовления.
– Ледокол проверен и к выходу в море на государственные испытания готов! – докладывают командованию.
– Отдать швартовы!
«Оружие? Только если потребуется»
Построили ледокол в срок. Корабль проекта 21180 заложили в апреле 2015 года. Спустили на воду в июне 2016-го. А уже до конца этого года на нем торжественно поднимут флаг ВМФ России.
– Мы называем «Илью Муромца» ледоколом, но на самом деле это многофункциональное судно. В частности, оно будет выполнять научно-исследовательскую функцию, например гидрографические работы, – рассказывает Александр Федотенков. – При необходимости ледокол сможет и оказывать помощь кораблю или подводной лодке, терпящим бедствие. В общем, диапазон его применения огромен.
«Илья Муромец» – долгожданный корабль. Это первый почти за 50 лет ледокол, построенный для военного флота.
– Собираетесь ли Вы оснастить корабль вооружением? – спрашивают журналисты.
– Вооружим, если потребуется! – отшучивается Александр Федотенков.
Но главная задача «Ильи Муромца» – обеспечение деятельности ВМФ России в Арктике.
– Мы уже с полной уверенностью можем сказать, что наш флот вернулся в Арктику, а вместе с «Ильей Муромцем» он станет более самодостаточным, – говорит Александр Федотенков. – Судно будет осуществлять проводку боевых кораблей в арктической зоне.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»