Сводки украинских СМИ едва ли каждый день сотрясает информацией о том или ином погибшем герое АТО. Но участники АТО находят смерть уже не в зоне кофликта в Донбассе, а дома, и зачастую смерть довольно страшную. Список погибших атошников за несколько последних месяцев выглядит пугающим, счет идет на десятки. Большинство из них погибли насильственной смертью или в бандитских разборках, смерть иных остается загадочной, кто-то покончил с собой.
Руслан Яцюк. 21 октября. Девять ножевых ранений.
Что же объясняет столь высокую смертность среди участников АТО? По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, на это есть несколько основных причин.
1. В АТО высокий процент людей, связанных с криминалом.
Самое главное заключается в том, что среди них очень большое количество людей криминальных. Эти так называемые территориальные батальоны отчасти состояли из неонацистов, отчасти из ультранационалистических общественных организаций на волне антироссийской истерии. Но в огромной степени в вооруженных действиях в первые месяцы боев в Донбассе главную роль играли именно криминальные элементы. Майданное правительство немедленно провело мобилизацию криминалитета в тюрьмах и освободило тысячу людей из заключения при условии, что они будут воевать в АТО. Таким образом, воины АТО – это по большей части бандиты, и по возвращении с АТО они занялись привычным бандитским делом, поэтому погибают в бандитских разборках.
Богдан Богданович. 8 августа. Покончил с собой.
2. Тяжелая социальная ситуация и высокий уровень безработицы на Украине.
Вторая причина связана с тем, что на Украине очень высокий уровень безработицы, очень тяжелая ситуация в экономике. И те, кто участвовал в АТО, оказались в особенно рискованной ситуации, так как киевская пропаганда накачала их тем, что они достойны большего, настоящие герои, а в реальности они получают большую неприязнь общества. Потому что кому нужны люди, которые, очевидно, совершали преступления, участвовали в разрушении страны, к тому же, психически неуравновешенные. Поэтому они оказались в числе безработных. Многие люди, которые не имели криминального прошлого, уходят в полукриминальные действия, а также начинают спиваться.
Слава Жалко. 7 октября. Жестоко убит.
3. Послевоенный травматический синдром.
Третья причина связана с традиционным послевоенным синдромом. Во многих странах это решается психологической реабилитацией, но поскольку в украинском бюджете нет денег, ее тоже нет.
Сергей Олейник. 23 июня. Два ножевых ранения.
4. Послевоенный травматический синдром, осложненный фактом участия именно в гражданской войне.
Четвертое – то, что это не просто послевоенный синдром, это синдром после участия в гражданской войне, а атошники так или иначе в большей степени участвовали в преступлениях против человечности. Участвовали в терроре против мирных граждан. У кого-то муки совести, кого то, наоборот, эйфория безнаказанности от совершенных преступлений. И все это приводит к резкой дестабилизации психики. Соучастие в преступлении против мирных граждан, как правило, оборачивается не абстрактной кармой. Расплата приходит в виде того, что участие в военных преступлениях меняет тип личности.
Амина Окуева. 30 октября. Расстреляна в машине.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»