Подводная лодка типа «Варшавянка», объединяющая проекты 877 и 636, является основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Эти лодки были разработаны в конце 70-х годов прошлого столетия. Изначально предполагалось, что их будут строить и экспортировать в страны Варшавского договора в больших количествах. Поэтому проект 877 «Палтус», трансформировавшийся в дальнейшем в проект 636, стал носить название «Варшавянка».
История создания
Строительство лодок этого класса было обусловлено возросшими возможностями гидроакустических средств, что привело к достаточно легкому обнаружению субмарин в подводном положении по их акустическому полю. И перед советскими конструкторами была поставлена задача при проектировании нового (третьего) поколения дизельной ПЛ первостепенное внимание акцентировать на снижении их шумности. Лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любого другого подводного корабля аналогичного класса за счет малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.
Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в форме дирижабля с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и минимумом забортных отверстий. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность за счет ухудшения мореходности в надводном положении.
Головная лодка проекта 877, вступившая в строй в 1982 году, была построена на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Все последующие выпускались со стапелей судостроительных заводов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Этот класс дизель-электрических ПЛ считается весьма удачным, поэтому их строительство с рядом усовершенствований продолжается до сих пор. При этом «Варшавянки» стоят на вооружении не только российского ВМФ, но и ряда зарубежных флотов (КНР, Вьетнам, Алжир).
Подводные лодки модифицированного 636-го проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Помимо минно-торпедного вооружения (шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 18 торпед или 24 мины), «Варшавянки» имеют собственные средства ПВО. Они включают переносной зенитно-ракетный комплекс«Стрела-3» либо «Игла», вооруженные управляемыми ракетами класса «поверхность – воздух». На ходовом мостике оборудован специальный герметичный кранец для ПЗРК. Главным ударным оружием являются крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», которые выстреливаются из торпедного аппарата. Именно такими ракетами стреляла по боевикам группировки ИГИЛ (запрещена в России) на территории Сирии подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону».
«Варшавянки» – самые малошумные российские субмарины. Это объясняется отсутствием как шумных агрегатов и мощных насосов, характерных для атомных ПЛ, так и шумных двигателей надводного хода на «дизелях». Уменьшение шумности агрегатов дополнено обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. За свою высокую скрытность лодка типа «Варшавянка» получила на Западе и за океаном уважительное прозвище «Черная дыра».
Интересная конструктивная особенность лодки связана с тем, что главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Мало того, что твердость этого дерева сравнима с металлом, естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.
Интересные факты
«Варшавянка» – одна из самых бесшумных подлодок в мире, что достигается благодаря электрическому двигателю и особой конструкции корпуса. В НАТО из-за этого получила название «Черная дыра».
Способна производить подзарядку аккумуляторов без всплытия, что позволяет ей проходить под водой до 12 тыс. км.
Крылатые ракеты «Калибр» позволяют подлодке незаметно подкрадываться к цели и уничтожать ее на расстоянии до 500 км.
Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.
Характеристики
Длина лодки – 74 м, ширина – 10 м; скорость хода (надводная) – 17 узлов, подводная – 20 узлов; предельная глубина погружения – 300 м, подводное водоизмещение – около четырех тысяч тонн; экипаж – немногим более 50 человек.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»