МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Воздушный бой 6-го поколения: как идет разработка авиакомплексов будущего

Сегодня в СМИ все чаще звучит тема создания оружия следующих поколений. Так, например, материалы о том, что работы над новым самолетом 6-го поколения уже ведутся в ряде стран, включая Россию, регулярно появляются в прессе. Корреспондент «Армейского стандарта» обобщил и проанализировал эти данные, а также информацию от собственных источников в ОПК.
Олег Божов 2017-11-01 09:57:00

На сегодняшний день у нас в стране четкие принципы и критерии создания самолета 6-го поколения официально пока не озвучены. На первый взгляд, кажется даже нелогичным начинать разговор 6-м поколении, пока истребитель 5-го поколения не принят на вооружение. Но на самом деле логика в этом есть, если точно известно, что США и Китай давно приступили к непосредственной работе над этим проектом. А что касается России, то данные о такой работе поступают весьма противоречивые. Ряд специалистов заявляет, что о создании истребителя 6-го поколения говорить пока рано, все находится в стадии идей и формирования задач. Другие утверждают: работы идут полным ходом, первый полет машина совершит в 2023–2025 годах и будет готова полностью к 2030 году. А третьи уверенно объявляют, что истребитель 6-го поколения будет называться МиГ-41 и появится он после 2035 года.

 

Стая нового поколения

 

Если исходить из той скудной официальной информации, которую дают представители оборонки, работы над новым российским истребителем 6-го поколения действительно начались. Его планируют создать сразу в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном.

 

Беспилотная машина станет своего рода летающим компьютером, обладающим мощным искусственным интеллектом, способным выполнять самые сложные задачи. На него ляжет основная боевая нагрузка, так как летчик все-таки имеет ограничения по физическим возможностям. Для беспилотной машины таких границ, как для человека, не существует, потому она может выполнять самые головокружительные маневры, не боясь перегрузок, достигать гиперзвуковой скорости и даже выходить в ближний космос.

 

 

Что касается тактики применения, то, как считают специалисты, наиболее эффективно обе модификации самолета будут действовать в группе, или, как говорят, в стае, которая будет состоять из пилотируемых и беспилотных машин, где пилотируемый самолет на одного-двух летчиков – это командный пункт для трех-четырех беспилотных машин (примерно так сегодня, но только в пилотируемой версии применяется МиГ-31БМ).

 

И здесь будет очень важен момент передачи управления от одной стаи самолетов к другой. К примеру, один летчик выполняет боевые задачи со своей группировкой аппаратов, а другой действует за тысячу километров от него. Если одну стаю основательно потрепали, вторая сможет либо взять управление обеими группами на себя, либо поделиться самолетами. При том, что машины имеют гиперзвуковую скорость и возможность выхода в ближний космос, сделать это получится быстро.

 

В плане технических характеристик конструкторы собираются использовать все то лучшее, что всегда имели наши российские машины. В первую очередь это касается маневренности и скорости. Планируется, что максимальная расчетная скорость новинки достигнет 5М, а крейсерская, без форсажа, будет не ниже 2М.

 

Правда, когда речь заходит о скорости, здесь эксперты начинают спорить, так как считают, что следует ожидать проблем, которые возникли еще в прошлом веке у конструкторов американского высотного бомбардировщика XB-70 «Валькирия», создававшегося для Стратегического авиационного командования США. Этот самолет должен был заменить B-52. Его поставки намечались на 1963 год. Но главная проблема «Валькирии» была в том, что во время полета при скорости 2,5–3М самолет нагревался до 3000 градусов. Материалов, которые могли выдержать такой температурный режим, в авиастроении просто не было. В результате проект был сокращен до статуса исследовательского.

 

 

Такие же проблемы испытывали и советские аналоги. К примеру, М-50 (по кодификации НАТО – Bounder) – советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ОКБ Мясищева, единственный образец которого поднялся в воздух в 1959 году. Развитием М-50 стал проект М-52. Но до его летных испытаний полного цикла дело так и не дошло. Девятого июля 1961 года он поучаствовал в воздушном параде в Тушине, а в конце 1970-х годов был отправлен на металлолом.

 

То же самое произошло и с Т-4 (изделие 100) – ударно-разведывательным бомбардировщиком-ракетоносцем ОКБ Сухого, который называли русской «Валькирией». Первый опытный экземпляр его взлетел 22 августа 1972 года. Он предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки, но после десяти успешных полетов проект закрыли, а все средства бросили на создание Ту-160.

 

 

Ясно, что для закрытия всех этих проектов имелись и другие причины, в том числе лоббистские, однако поводом всегда служили претензии технического порядка.

 

Конечно, самолет 6-го поколения – это машина, которая должна родиться в условиях другого технологического уклада. Она, безусловно, будет легче тех самолетов, о которых шла речь выше, так как создается совсем из других, более современных материалов. К ним предъявляется множество требований: термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения… Но как раз именно все это, считают специалисты, и может стать камнем преткновения.

 

В последние годы в области создания таких материалов у нас в стране наметился прогресс, но все равно здесь мы еще сильно отстаем от Запада. А ведь чтобы решать проблемы высоких скоростей, необходимо для начала решить задачу создания сверхпрочных материалов, способных сопротивляться высоким теемпературам. И требуются они не только для мощной теплоизоляции кабины экипажа или планера самолета, который при огромных скоростях испытывает мощное воздушное трение, но и для двигателей: им нужна защита от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.

 

Все эти вопросы, которые должны решаться на стыке различных наук и технологий, считают специалисты, и являются сейчас самой главной задачей.

 

Сверхманевренный невидимка

 

При создании самолета нового поколения предстоит также решать задачу незаметности, то есть стелс-технологий, так как машина должна противостоять не только существующим системам ПВО и РЛС, но и их будущим модификациям.

 

В отношении «стелс» Россия и США долгое время придерживались принципиально различных точек зрения. Американцы считали, что при создании самолетов можно пожертвовать их сверхманевренностью в пользу скрытности. Российские конструкторы считали иначе.

 

В свое время генконструктор НПО «Люлька-Сатурн» Виктор Чепкин говорил: «Вместе с разными институтами мы тщательно анализировали, что такое "стелс" и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение "стелсовской" технологии – "стелс" ради "стелса" – чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. А технология при этом очень дорогая».

 

Такой самолет не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и, наконец, вынужден с большой осторожностью применять радар, а то и вовсе его не иметь, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет, так же как луч фонарика в темноте.

 

Но главное отличие нашего подхода все же в том, что, по мнению отечественных специалистов, сверхманевренность в современной военной авиации приобретает все более важное значение. Этому способствует ряд факторов: развитие радиолокации, создание новых высокочастотных радаров, а также потеря монополии США на единоличное обладание самолетами новых поколений.

 

 

А значит, в перспективе следует рассматривать вероятность того, что в воздухе как противники могут встретиться два малозаметных истребителя 6-го поколения, принадлежащие разным странам. В этом случае, считают российские эксперты, тактика ведения боя возвращается к прошлому, когда сверхманевренность машины играет не просто важную, а решающую роль.

 

Конечно, стелс-технологии тоже не стоят на месте, а стремительно совершенствуются. Только не следует забывать, что так же стремительно идет вперед все, что связано с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В наши дни воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии сотен километров, где на поле боя самолеты могут появиться в последний момент. Этот эффект неожиданности здесь, как и раньше, – половина успеха. И его, считают российские специалисты, можно добиться куда более надежными, простыми и дешевыми способами, нежели стелс-технологии. При этом, говорят профессионалы, отказываться от этих технологий никто не собирается, просто не следует делать их приоритетными в ущерб более важным боевым характеристикам.

 

Вооружение самолета будущего

 

Недавно советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев рассказал, что на вооружении истребителя 6-го поколения наряду с другими системами будут стоять электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которые смогут выводить из строя электронику самолетов противника. Правда, он признал, что это пока дело далекого будущего.

 

Кроме того, по словам Михеева, новый самолет оснастят сверхдальними гиперзвуковыми ракетами, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. Он пояснил: «Несомненно, в них будут использованы принципы "свободной охоты и коллективной ответственности" – когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой».

 

 

В западных СМИ также активно обсуждается новость (она тоже появилась с подачи представителей КРЭТ), которая касается лазерной защиты нового российского истребителя – это лазеры для уничтожения самонаводящихся ракет противника. К примеру, британская Daily Mail писала, что эти мощные установки своими прямыми лучами будут просто «выжигать глаза» ракетам противника, разрушая их головки систем самонаведения.

 

Кроме того, новый самолет, конечно же, оснастят и системой подавления РЭБ. Каждый ее блок будет не только подавлять системы противника, но еще и передавать данные. Он сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор станет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, и устройством передачи данных, и средством связи, а также сможет выполнять функции навигации и госопознавания. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устройства. И работать такой блок сможет с учетом коллективных действий всей группировки сил.

 

Новый истребитель США

 

США, если верить открытым данным, в строительстве истребителя 6-го поколения продвинулись несколько дальше нас. Во всяком случае там уже точно известно, что эту машину делает фирма «Боинг». Проект называется F/A-XX. Сделать его планируют к 2030 году, и прийти он должен на замену палубным стребителям F/A-18E/F Super Hornet.

 

Известен и облик самолета: его макет впервые показали еще в 2009 году. Правда, затем серьезно изменили и переработали, но принципиальные вещи все же остались. К примеру, его планер – это «летающее крыло», которое не имеет вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, а поворот происходит за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

 

 

F/A-XX – двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес – на уровне 45 т, дальность – 3000 км. О типе двигателя ничего не сообщается, но специалисты считают, что он, вероятнее всего, турбореактивный. При этом способен обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указывается, но гиперзвука она почти наверняка не достигает. Известно также, что создается версия беспилотной машины. Что касается тактики применения, то информация поступает скудная. Говорят, американские разработчики, так же как и российские, сейчас решают проблему оснащения самолета лазерным или электромагнитным оружием. И здесь, так же как и у российских специалистов, у них возникает сложность с энергетической установкой. Американские военные проговорились, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными – упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций, из чего можно сделать вывод, что сверхманевренность для машины, которая будет воевать в основном на дальних подступах, снова не станет главной.

 

Русский дракон для Поднебесной

 

Самолет 6-го поколения в китайском варианте – это многофункциональный истребитель, который получил название «Хун Лун» – «Огненный дракон». По утверждению китайских СМИ, технический прорыв в создании этой машины стал возможен исключительно благодаря ученым и конструкторам из России, которые работают в Поднебесной. Пишут, что в проекте «Огненного дракона» занято несколько десятков российских разработчиков и они уже довольно многого добились.

 

Утверждают, что «Хун Лун» – машина, которая является наиболее прогрессивной в своем классе и по ряду технических решений вполне может посоперничать с российским и американским аналогами. В «Хун Лун», так же как и в нашем самолете 6-го поколения, ставка сделана на маневренность, что неудивительно, учитывая, что за основу была взята российская военная и конструкторская школа – в буквальном смысле. Маневренность машины якобы позволяет выполнить на ней даже «кобру Пугачева».

 

 

Другие передовые решения, примененные на самолете, касаются оборудования для отражения атак истребителей, системы управления, радиолокационной станции, увеличивающей точность огня по наземным целям.

 

Самолет планируется оборудовать лазером, который во время ракетного боя сможет перехватывать и отслеживать цель. Механизм контроля над вооружением там в целом весьма совершенен. Кроме лазеров, он также включает в себя оптические установки, радарную систему прицеливания и новейшую навигационную систему.

 

Кроме того, пишет информационное агентство Shanghai News, «импульсный допплеровский радар отвечает за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты. Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта. Антенна способна заметить спереди самолет-истребитель на расстоянии примерно 150–180 км, а сзади – на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60–90 км, на дистанции 150–180 км заметить морской объект. Самолетная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать восемь ближайших объектов».

 

***

 

На основании всего того, что стало известно о работах по самолету 6-го поколения в различных странах, можно сделать предварительный вывод: в наш и китайский самолеты заложен ряд аналогичных технических решений, и поэтому с большой вероятностью они могут получиться очень похожими. А вот российский и американский самолеты нового поколения наверняка будут сильно отличаться друг от друга и по внешнему виду, и по применению.

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240425.1049