Пилоты Воздушно-космических сил – элита российской армии. Каждый из этих специалистов – на вес золота, и дело не только в том, что они проходят строжайший отбор, обладают колоссальным багажом знаний, но и в том, что на их обучение тратятся огромные деньги из бюджета страны.
Миллионы за пилота
Цена обучения пилота зависит от многих факторов. Это стоимость летного часа учебных машин, тренажеров, их программного обеспечения и много другого. Но низкой она не была никогда. Последний раз официальные данные были приведены в 2009 году главнокомандующим ВВС России генерал-полковником Александром Зелиным.
По его словам, стоимость обучения летчика фронтовой авиации тогда составляла 3,4 млн долларов, а летчика-снайпера – около восьми миллионов. Сложность бортовых систем самолетов четвертого и пятого поколений стремительно увеличивается, а значит, будут расти требования и к пилотам. И российское военное ведомство стремится максимально снизить затраты на их обучение, не снижая при этом его качества.
Американский конвейер
Российская система подготовки пилотов уникальна и в корне отличается от американской. Летные училища смогли сохранить лучшее с советских времен, когда на подготовку пилота не жалели ни денег, ни времени.
Будущим летчикам дают именно высшее образование, которое включает в себя изучение физики, высшей математики, истории и других дисциплин. Российский пилот обладает инженерными знаниями, разбирается в аэродинамике и сопромате. Это специалист широкого профиля, а не только человек, способный управлять летательным аппаратом.
В США к обучению пилотов подходят со свойственной американцам прагматичностью. Летная подготовка здесь начинается с первых месяцев обучения, курсанты летают на различных типах самолетов. Летные школы в США – это конвейер, и многие из учащихся отсеиваются после первых месяцев, не выдерживая нагрузки. Выпускников американских училищ можно сравнить с бакалаврами. К примеру, многие пилоты, которые приходят после службы в ВВС США в NASA, вынуждены доучиваться, чтобы получить высшее образование, которого требуют от кандидатов в отряд космонавтов.
Старик «Альбатрос»
Будущие летчики поступают в российские летные училища после окончания школы или в ходе службы по призыву, чаще всего в возрасте 17–22 лет. Абитуриенты проходят жесткий отбор, который касается как физических, так и умственных данных кандидатов, которые проверяются с помощью различных тестов. Первые два года обучения посвящены фундаментальным наукам. После этого курсанты начинают подготовку к первому вылету: перед ним они должны «налетать» на тренажере несколько десятков часов.
Основным самолетом для первоначальной подготовки на данный момент является L-39C Albatros, который был создан для замены учебно-тренировочного Aero L-29 Delfin в конце 1960-х годов и выпускался в Чехии до начала 2000-х. Это проверенная и хорошо зарекомендовавшая себя машина, пусть и не лишенная некоторых недостатков. Но уже в 1990-х стало понятно, что рано или поздно ей придется искать замену. Именно тогда начались работы над созданием новой концепции обучения пилотов, которая включала в себя две машины: Як-152 и Як-130.
Два «Яка » для ВКС
Эти два самолета являются частью одного комплекса обучения пилотов, который был разработан корпорацией «Иркут». Як-152 – самолет первоначальной подготовки и профессионального отбора летчиков на ранней стадии обучения. Комплекс включает в себя процедурный тренажер, учебный компьютерный класс и средства объективного контроля. Предполагается, что на этой машине курсанты будут осваивать первоначальную технику пилотирования, основы навигации, групповые полеты. Информационно-управляющее поле кабины унифицировано с самолетом Як-130.
Як-130 – учебно-боевой самолет, который создавался именно как замена L-39. Однако он в корне отличается от последнего. Российская машина более чем в два раза тяжелее чешской (10 290 кг против 4 700 кг), имеет вдвое большую дальность полета (две тысячи километров против одной у L-39), а также большую на 300 км/ч скорость полета (1 060 км/ч против 760 км/ч). Кроме того, Як-130 может выполнять функции полноценного боевого самолета и нести три тонны вооружения.
Россия активно и с успехом продвигает эту машину на зарубежные рынки. Самолет стоит на вооружении пяти стран мира, еще несколько рассматривают возможность его закупок. В российских учебных центрах учащиеся пересаживаются на Як-130 ближе к старшим курсам. Всего на вооружении ВКС РФ стоит 81 Як-130, а Як-152 находится на испытаниях.
Не замена, а помощь
Вопреки расхожему мнению, тренажеры для подготовки пилотов не заменяют летные часы. Сегодня в училищах курсанты имеют налет около 300 часов, что вполне сопоставимо с советскими временами. Тренажер – это вспомогательное устройство, которое позволяет довести до автоматизма некоторые навыки пилотирования, при этом оно интегрировано в авиационные комплексы Як-152 и Як-130 и создавалось в тесном сотрудничестве с ОКБ им. Яковлева.
Стоит отметить, что тренажеры для курсантов летных училищ существовали и в СССР, но тогда они были аналоговыми. Это был макет, который позволял учащимся «обживаться» в кабине, отрабатывать навыки полета по приборам. Сегодня это устройства совершенно другого уровня.
Чаще всего тренажер представляет собой кабину самолета с установленным перед ней экраном. В некоторых случаях гидравлика позволяет также менять положение самолета в полете. Возможно моделирование различной местности и погодных условий, а самое главное – нештатных ситуаций. Главное преимущество тренажеров перед реальными самолетами – их стоимость. Цена тренажерного класса в десятки, если не в сотни раз дешевле самолета и его эксплуатации. И поэтому они повсеместно внедряются в летных училищах.
Помимо тренажеров с макетами кабин, существуют также упомянутые выше компьютерные классы с установленными на компьютеры имитаторами полета и джойстиками. Этот упрощенный вариант тренажера только на первый взгляд кажется простым авиасимулятором: он позволяет отрабатывать пилотирование самолета в ходе практических занятий одновременно десятками учащихся под контролем одного преподавателя. Это также значительно ускоряет и удешевляет обучение.
Что же касается подготовленности абитуриентов к перегрузкам, то специальных тренажеров для этого – по примеру центрифуг в центре подготовки космонавтов – в летных училищах нет. Курсанты в рамках медкомиссии проходят испытания в барокамере, где проверяются их годность к полетам, работа сердечно-сосудистой системы и головного мозга.
Девушки-асы
Пожалуй, самым ярким нововведением текущего года стал первый в истории прием девушек в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Из более чем 200 кандидаток были отобраны 16, которые приняли присягу 30 сентября. По словам Виктора Бондарева, который был на тот момент главнокомандующим ВКС РФ, в будущем девушки могут стать в том числе и пилотами армейской авиации. Кроме того, в Минобороны не исключают, что из курсанток Краснодарского высшего авиационного училища состоится отбор в отряд космонавтов. По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, такое решение было принято из-за большого числа заявлений.
«С учетом того количества заявок, которые поступают в адрес Воздушно-космических сил, мы не можем не ответить на эти просьбы, поэтому с 1 октября этого года первая группа девушек приступит к обучению на военных летчиц. Надеюсь, через пять лет они украсят подобный праздник своим мастерством», – отметил министр, говоря об авиафестивале к 105-летию ВКС в парке «Патриот».
Причиной такого решения стало в том числе и то, что по всему миру количество женщин в вооруженных силах и в ВВС в частности растет. К примеру, женщины составляют порядка 10% от личного состава ВВС Великобритании, есть они и в Военно-воздушных силах США. История знает множество примеров, когда летчицы принимали участие в боевых действиях и показывали себя с лучшей стороны. Вспомнить хотя бы пилотов Великой Отечественной войны Марину Раскову, Евгению Рудневу, Екатерину Буданову, Екатерину Зеленко, чьи подвиги вписаны в историю российской армии. По словам Сергея Шойгу, опыт краснодарского училища может быть перенят и другими военными вузами.
«Небесный талант»
Хотя современные боевые самолеты – это сложнейшие комплексы, где большая часть функций пилота ложится на электронику, человеческий фактор так же важен, как и во времена Второй мировой войны. Как и раньше, пилот должен иметь не только знания, но и талант. Но как отобрать из сотен тысяч молодых людей талантливых пилотов? В СССР для этого существовала многоступенчатая система.
На государственном уровне поддерживались авиамодельные кружки и другое техническое творчество, куда мог почти бесплатно записаться любой желающий школьник. И если молодой человек понимал, что его интересует профессия летчика, он отправлялся в ДОСААФ. Здесь он мог совершить прыжок с парашютом, полетать на планере, самолете. Вложения в эту систему образования позволяли выявить талантливых пилотов, а также создать огромный резерв. И во многом благодаря этому мобилизационный ресурс в СССР был одним из самых высоких в мире.
В данный момент государство предпринимает шаги для восстановления этой системы. Так, в 2016 году премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил идею возрождения ДОСААФ на принципах, существовавших еще в советское время. Тогда же стало известно, что ДОСААФ планирует создать 18 центров военно-патриотического воспитания к 2020 году по всей стране. Кроме того, в 2015 году было создано военно-патриотическое движение «Юнармия», которое насчитывает на данный момент уже более 160 тыс. человек.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»