Чрезвычайно маневренный, юркий, вобравший в себя все новинки современной авионики, но при этом сохранивший лучшие достоинства отечественной винтокрылой авиации - прежде всего по защищенности и вооружению - он заранее обеспечил себе достойное место в боевом строю.
Телеканал «Звезда» не раз рассказывал об этой машине, об ее уникальных качествах. Но нынешний материал, который подготовил автор и ведущий программы «Военная приемка» Алексей Егоров, совершенно особенный. Журналист покажет, на что способен Ми-28 (в варианте УБ) в воздухе, каким потенциалом обладает, протестирует вместе с профессиональными летчиками возможности вертолет в небе и на земле.
Алгоритмы превосходства
Для начала несколько слов о характеристиках этой машины. Сразу стоит уточнить - если смотреть со стороны, то отличить «обычный» Ми-28 от его модификации в варианте УБ практически не так-то просто. По классификации авиастроителей Ми-28УБ - это специальный вертолет с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию, но при этом сохраняет весь функционал ударного вертолета. То есть данная модификация предназначена для подготовки военных летчиков, которым необходима практика налета, но в то же время может выполнять все функции ударного вертолета – обеспечивать поиск и уничтожение техники и живой силы противника, малоскоростных воздушных целей, действовать в любое время суток, в сложных метеоусловиях. Ключевым отличием нового Ми-28УБ от вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» является двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом из кабины как летчика, так и оператора, выполняющего функции инструктора.
И все же именно УБ называют следующим поколением «Ночных охотников». Заместитель министра обороны России Юрий Борисов в числе приоритетных особенностей машины выделяет наличие у нее радиолокационной станции, расширившей возможности эксплуатации вертолета в сложных метеоусловиях, применение энергопоглощающих кресел, которые обеспечивают живучесть экипажа в различных аварийных ситуациях. Ну и самое главное - использование того самого второго управления, которое позволяет увеличить потенциал вертолета в различных условиях эксплуатации и применения.
Съемки нынешнего выпуска «Военной приемки» потребовали от творческой группы программы особых знаний и навыков. В частности, для полета на боевой машине пришлось пройти курс своего рода «контраварийной подготовки». В конструкции Ми-28 применена спасательная система, позволяющая экипажу покидать машину в экстренной ситуации с парашютом. После нажатия на ручку дверь отстреливается, у порога надувается подножка, перевалившись через которую летчик выбрасывается наружу. К слову, парашютная система на Ми-28УБ - тоже усовершенствованная. Достаточно сказать, что она вдвое легче предыдущей модели: снижение веса произошло за счет удаления комплекта выживания (так называемого НЗ), который теперь перекочевал в разгрузочные жилеты членов экипажа. Вообще, о безопасности конструкторы вертолета подумали особо. Например, здесь применена специальная система амортизации, включающая в себя стойки шасси которые в ситуации аварийного приземления машины деформируются и поглощают энергию удара. В свою очередь вертикальную перегрузку погашают энергопоглощающие кресла, обеспечивая летчикам травмобезопасность.
Созданный побеждать
В небе Ми-28УБ способен на многое. Летать на предельно малых высотах, совершать кульбиты высшего пилотажа, мастерски поражать цели. Во многом своим уникальным характеристикам машина обязана новейшей радиолокационной станции, которая входит в комплектацию вертолета. Ми-28УБ оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, применение которого вместе с использованием цифровой картографической информации позволяет эффективно осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и поражение целей, определение их координат и выдачу целеуказания другим вертолетам, а также на наземные и воздушные командные пункты. Видимость обстановки обеспечивается даже в самых экстремальных погодных условиях. Локатор способен классифицировать цели, определять приоритеты, позволяет наносить точечные удары по движущимся объектам. Именно такие «глаза» дают возможность нашим вертолетчикам успешно действовать в Сирии.
Эта винтокрылая машина - не просто грозное боевое оружие. Это еще и удобное в использовании, а в чем-то даже комфортное техническое средство. Например, в этой машине, как в добротной иномарке, есть подогрев и регулировка сидений, присутствует кондиционер. Даже своего рода «автоматичекий паркинг» имеется, когда вертолет может совершить снижение на заданную высоту без участия человека. Автопилот, используя сигналы от измерителя скорости и сноса, радиовысотомера, спутниковой навигационной системы, инерциальной навигационной системы и других датчиков самостоятельно снижает машину до нужной отметки.
Уникальные возможности автоматики позволяют обеспечить горизонтальный полет в ситуации попадания машины в пике, ее сваливания. И все это, стоит повторить, выполняется без участия человека. Впечатляют возможности Ми-28УБ и по пилотированию. Когда-то для вертолета было немыслимым исполнение таких фигур высшего пилотажа, как, скажем, «Петля Нестерова» («Мертвая петля»). Для Ми-28УБ подобных ограничений не существует. Маневренность этого вертолета не ограничивается только виражами на высоте. Не менее уверенно он чувствует себя и вплотную к земле, выполняя полет с огибанием рельефа местности. Обеспечить безопасное пилотирование в таких условиях также помогает автоматика.
По всему спектру высот
Бронирование корпуса ударного вертолета - обязательное условия для конструкции таких машин. На Ми-28УБ применено уникальное сочетание брони, делающее вертолет настоящей летающей крепостью. Так, двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и бронеэлементов из керамики. Боковые стекла выдерживают попадание пуль калибра 7,62 мм, лобовое остекление способно обеспечить защиту уже от 12,7-мм оружия. Двери неприступны даже для снарядов 23-мм автоматической пушки: эти элементы конструкции проходили соответствующее тестирование.
При всем при этом вертолет способен оперативно менять свое боевое предназначение на тыловое. Здесь можно перевозить, например, десант, раненых. Как говорят на ростовском заводе ПАО «Роствертол» холдинга «Вертолеты России», огромная энерговооруженность позволяет машине вытягивать внушительную нагрузку по весу. Запас мощности необходим и для обеспечения высокой маневренности. Известно ведь, что существует такое понятие «противозенитный маневр». Для винтокрылых машин его частью является виртуозное маневрирование, полеты на предельно малых высотах, когда элементы местности могут прикрыть машину от выстрела из ПЗРК.
При этом нельзя забывать, что Ми-28УБ способен сам огрызнуться огнем, да так, что мало не покажется. На борту вертолета - внушительный запас управляемых и неуправляемых ракет, установлена 30-мм автоматическая пушка с большим запасом выстрелов и возможностью летчика выбирать темп ведения огня. Кстати, при разработке систем вооружения для Ми-28УБ был учтен опыт сирийской кампании. Увеличена номенклатура неуправляемого ракетного вооружения, добавлена возможность боевого применения на основании данных РЛС.
Время первых
Возможности Ми-28УБ в качестве «учебного пособия» для авиаторов также беспрецедентны. Если раньше учебные полеты напоминали классические занятия в воздухе, то сейчас любую проверку можно сделать неожиданной. Инструктору достаточно просто отключить многофункциональный индикатор и дать возможность обучаемому действовать по ситуации. Конечно, отказы военной техники при тотальном дублировании систем - событие чрезвычайно редкое, но все возможно…. На этом вертолете установлен пульт имитации отказов, который позволяет смоделировать для обучаемого летчика отказ оборудования в полете и улучшить натренированность по действиям в кризисной ситуации.
Оптимально на этой машине обучать пилотированию. Тем более что возможности Ми-28УБ в этом плане едва ли не безграничны. Вертолет уверено движется хвостом вперед, летает боком, причем на внушительной скорости, легко набирает высоту, не боится критических углов крена. «Фишка» этой машины - исполнение фигуры высшего пилотажа, которая пока даже не имеет своего названия. Это когда вертолет движется вперед на скорости 90 километров в час, но при этом успевает в полете… вращаться вокруг свой оси! Ни один другой вертолет исполнить такой трюк и на подобной скорости не в состоянии.
Ми-28 по праву признаны одними из лучших боевых винтокрылых машин в мире. Генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский подчеркивает, что, хотя аналоги такой техники есть, по многим вещам наша страна впереди. «Особенно по вопросам, связанным с маневренностью, с техническими характеристиками, с работой бортового комплекса обороны - он на этом вертолете самый современный», - говорит глава холдинга. По информации предприятия, первая партия Ми-28УБ для Минобороны России уже готова. Машины прошли весь комплекс заводских испытаний и планируются к передаче в ноябре текущего года. А как заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, на сегодня уже принципиально обсуждается вопрос заключения серийного контракта на период до 2027 года. Первые 8 вертолетов, которые Минобороны России получит в 2017 году, планируется направить для подготовки экипажей в подразделения в Пушкине, Кореновске и Торжке. Пропорция вертолетов Ми-28Н и Ми-28 УБ в этих поставках будет регулироваться в зависимости от потребностей армейской авиации.
Автор: Дмитрий Сергеев.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»