МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Крах «сланцевой революции»: как США пытались уничтожить ОПЕК, но ничего не вышло

Ставка на альтернативный вид нефтедобычи, которую попытались было сделать Соединенные Штаты в стремлении отвязаться от экспортной нефтяной зависимости, на сегодня признана провальной.
Дмитрий Сергеев 2017-10-20 07:52:00

Как только ни называли этот проект – «прорыв века», «сланцевая революция». Ставка на альтернативный вид нефтедобычи, которую попытались было сделать Соединенные Штаты в стремлении отвязаться от экспортной нефтяной зависимости, на сегодня признана провальной. Причем традиционные обвинения в некоем «влиянии извне» здесь оказались неуместны. Сработали элементарные законы экономики: стоимость добычи сырья оказалась куда выше цены его продажи на рынке. Отсюда и убытки.

 

Между тем именно о таком исходе американских нефтедобытчиков в свое время предупреждали специалисты отрасли. Однако в погоне за призрачными прибылями, сопровождаемой тезисами об обеспечении пресловутой «энергонезависимости», США попали в вырытую ими же яму. Снижение мировых цен на нефть, вызванное в том числе теми же сланцевыми разработками, негативно сказалось, прежде всего, на рентабельности добычи американского сланца, что и спровоцировало крах этого вида деятельности.

 

Доходы ушли в минус

 

На днях о том, что проект добычи сланцевой нефти в США терпит все более очевидное фиаско, сообщило представительное американское издание The Financial Times. В своей публикации оно обратило внимание на заметное снижение производительности буровых установок, а также на замедление тенденций по сокращению времени на разработку скважин. По оценкам издания, на грядущий крах сланцевого проекта со всей очевидностью указывает хотя бы выбор в качестве основного метода нефтедобычи горизонтального бурения.

 

Оказывается, несмотря на технологическую простоту, этот способ грешит одним существенным изъяном: он не позволяет обеспечить длительную производительность извлечения сырья, требует постоянных корректировок, не позволяет получать гарантированную прибыль. Куда эффективнее было бы работать методом вертикального бурения, однако он сложнее, дороже, а потому применятся куда реже. В результате нефтедобытчики попали в ими же поставленную ловушку: качать нефть легким способом они не могут, так как месторождения быстро истощаются, а бурить новые скважины им невыгодно.

 

 

Эксперты The Financial Times обратили внимание и на то, что о наличии серьезных проблем в сланцевой отрасли свидетельствует факт снижения объемов кредитования этой сферы. Банки не торопятся вкладывать средства в убыточные проекты (что естественно). Своих же средств у разработчиков не хватает: прибылей-то нет, все уходит на разработку месторождений . В итоге, по данным американской прессы, наибольший спад в производительности демонстрирует даже одна из крупнейших формаций в США – Eagle Fort, которую в свое время называли «локомотивом» сланцевого проекта. Загибаются и другие перспективные месторождения, например, Anadarko, Niobrara, которым еще недавно прочили большое будущее...

 

Интересно, что о падении добычи сланцевой нефти Минэнерго США предупреждало еще в начале этого года. Причиной была названа высокая себестоимость добычи на фоне снижения мировых цен на сырье. «Сланец» оказался неконкурентоспособным, однако расходы на добычу такой нефти не снизились. Что говорить, если месторождение Bakken, расположенное в Северной Дакоте, понесло такие убытки, что стоимость добываемой здесь нефти упала до отрицательной величины – минус 50 центов.

 

Смертельный сланец

 

Сланцевой нефтью называют сырье, добытое из сланцевых пластов или из прилегающих к ним плотных (низкопроницаемых) коллекторов без применения методов пиролиза и химического воздействия. Считается, что запасы горючего сланца образовались около 450 млн лет назад из минеральных и органических частей – керогена, то есть остатков растений и живых организмов. Кероген при нагреве образует жидкие углеводороды – смолу, близкую по составу к нефтяным углеводородам. Ее-то и считают сланцевой нефтью. Утверждается, что общие объемы сланцевых запасов оцениваются в мире в 26 трлн т нефтяного материала – в 13 раз больше, чем разведано традиционной нефти!

 

Однако не все здесь так радужно. Технологии извлечения сланца таковы, что разработка месторождений экономически целесообразна лишь при соблюдении ряда условий. Так, эксперты всемирно известной компании Shell утверждают, что в числе ключевых параметров находится высокое содержание разведанной нефти на тонну сланца, а также толщина нефтяного пласта, которая должна быть не менее 30 м. Под эти критерии подходит лишь не более трети всех мировых сланцевых месторождений. Кстати, Россия занимает второе место после США по их наличию. В нашей стране практиковалась сланцевая добыча, однако она не была значительной, так как сопровождалась внушительными затратами на обработку сырья.

 

 

Американцы же решились взяться за сланец, однако пошли по менее затратному пути, добывая нефть сразу из пласта, но используя при этом крайне небезопасную технологию гидроразрыва. Однако этот метод оказался рентабельным лишь при минимальной стоимости нефти в 50–60 долларов за баррель. А вот экологический ущерб оказался попросту несоизмеримым. Достаточно сказать, что в ряде стран метод разрыва пласта запрещен законодательно. Опасные вещества, которые применяются в этой технологии нефтедобычи, пропитывают породу, загрязняют почву, отравляют воду.

 

Однако вовсе не забота об экологии сподвигла американских нефтедобытчиков на нынешнее свертывание производства. Сказалась, прежде всего, экономическая целесообразность. Ряд компаний в США уже подали заявки на банкротство, в их числе, например, WBH Energy, потерпевшая неудачу в сфере извлечения не только сланцевой нефти, но и газа. Известный эксперт отрасли, бывший геолог нефтяной корпорации АМОСО Артур Берман отмечает, что для поддержания уровня стабильной добычи нефти из месторождений упомянутой выше Bakken ежегодно требуется бурить до 1,5 тыс. скважин. А это колоссальные издержки, которые напрочь отметают саму идеологию такого производства. По последним данным, капитальные затраты 35 добывающих компаний в США составляли не менее 50 долларов за баррель, а ведь цена на нефть лишь недавно перешагнула этот рубеж, то есть дала возможность хотя бы частично окупить вложения в бизнес.

 

Овчинка выделки не стоит

 

Курс на энергичное переформатирование страны из импортера нефти в ее экспортера в США взяли относительно недавно. Подобную идею, в частности, усердно продвигал Барак Обама, а недавно Дональд Трамп принял решение снять ограничения на поисковые и добычные работы на нефтегазовых месторождениях. Естественно, что в эту стратегию в определенной степени вписались и сланцевые проекты. Однако США, как ни стараются, по-прежнему не выступают ключевым игроком на нефтяном рынке. «Превышение потребления над добычей в стране составляет на сегодня не менее 300 млн т, – обращает внимание генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Цифра очень большая. Для сравнения: это больше, чем весь годовой российский экспорт сырой нефти. Ну, как при таком раскладе можно всерьез называть Штаты экспортером?».

 

Конечно, определенные успехи США в нефтедобыче есть. Только за годы правления Обамы она выросла почти в два раза, отмечают эксперты. Однако говорить о дальнейшем росте было бы наивным. «Причина простая – цена, – подчеркивает глава ФНЭБ. – Скажем, глубоководный шельф Мексиканского залива, Атлантика и в особенности арктический шельф моря Бофорта – это очень затратные штуки. По Арктике пока даже сложно оценить себестоимость добычи. В море Бофорта она, скорее всего, будет никак не ниже 80–100 долларов. И при этом на начальном этапе никто из инвесторов не хочет нести убытки».

 

 

По мнению Константина Симонова, перспективы наращивания добычи собственной нефти Штатами плотно увязаны лишь с возможным повышением цены на нее. «Трамп может поднять цену, чтобы обеспечить приток денег в американские дорогостоящие проекты, но для этого придется держать цены на нефть относительно высокими несколько лет, потому что шельфовые проекты требуют очень больших вливаний на начальном этапе, и при этом от первых инвестиций до первой нефти может пройти несколько лет», – полагает эксперт. Однако крупные игроки на нефтяном рынке перспективы американских конкурентов оценивают скептически. Так, Саудовская Аравия, отставив политес, прямо заявляет: американская «сланцевая революция» выдохлась.

 

Министр нефти страны Халид аль-Фалих недавно заявил, что ожидания некоторых аналитиков относительно возрождения сланцевой добычи в США при определенном уровне цен на нефть оказались нереалистичными. Как считают в Эр-Рияде, «сланцевая революция», которая простимулировала перенасыщение мирового рынка и падение стоимости, похоже, закончилась. Нефтедобывающие государства вновь почувствовали контроль над ситуацией, а сделка ОПЕК+ получила ряд положительных оценок, поскольку смогла простимулировать рост цен на нефть.

 

Логика развития

 

Тем не менее в США сегодня звучат оптимистичные мнения о возможности возрождения сланцевой отрасли. Несмотря на то что количество скважин с 2014 года упало в четыре раза и сейчас едва превышает 300 единиц, добытчики утверждают, что некоторые разработки способны окупить себя и при стоимости нефти в 30 долларов за баррель. Правда, эти же специалисты справедливо признают, что более-менее комфортный уровень цен для сланцевой отрасли в США в нынешних реалиях находится на уровне 65 долларов. Однако та же Саудовская Аравия не считает возможный сланцевый ренессанс в Штатах поводом для волнений. Упомянутый выше министр аль-Фалих заявляет, что рынок способен поглотить эти поставки, так как спрос на углеводороды в мире только растет. Та же ОПЕК прогнозирует мировой суточный спрос на уровне в 96,7 млн баррелей, тогда как вся добыча сланца в США, по данным Минэнерго страны, не превышает пяти миллионов баррелей в день.

 

 

О том, что рост потребления черного золота будет только расти, заявляют и в российской нефтяной отрасли. Так глава «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на проходящем сейчас в Италии Х Евразийском экономическом форуме, заявил, что «слухи о "смерти" нефти сильно преувеличены она останется основой мировой топливной энергетики и через 2030 лет». По его словам, Россия убеждена в устойчивости роста спроса на углеводороды, который обусловливает рост экономики и уровня жизни. Ожидаемые темпы мирового экономического роста, по мнению Игоря Сечина, особенно в развивающихся странах, в ближайшее десятилетие будут требовать дальнейшего роста предложения жидких углеводородов на 0,7–0,8 млн баррелей в сутки ежегодно. «Наращивание спроса на энергоносители отразится на развитии производства и окажет комплексное влияние на показатели связанных с ним секторов экономики», – считает руководитель российского нефтяного гиганта.

 

Что же касается перспектив сланца, то, как считает глава «Роснефти», операторы, занятые в этой добыче, получат положительный денежный приток только при стоимости сырья не менее 70 долларов за баррель, что может произойти не ранее 2020 года. Крупные затраты на возведение инфраструктуры, а также большой объем буровых работ предопределили значительные расходы на освоение таких месторождений, отмечает Игорь Сечин. В частности, в сравнении с расходами на разработку залежей традиционной нефти затраты на добычу сланцевого сырья оказались выше на треть. В общем, в ситуацию с разрекламированным Вашингтоном сланцевым проектом вмешались элементарные законы экономики. И они пока явно не на стороне американцев.

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню