МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Радио

Десантироваться в смерть: самые невероятные подвиги наших бойцов

Воздушно-десантные войска всегда выполняли задачи особой важности. Огромный риск, поставленная на карту судьба операции и даже целой войны требовали и требуют от десантников уникальной подготовки и морально-волевых качеств.
Дмитрий Юров 2017-10-10 09:33:00

В истории ВДВ немало случаев, когда для выполнения боевой задачи десантники совершали невозможные с точки зрения военной науки подвиги.


 

«Батя» и десантник-рекордсмен

 


История Воздушно-десантных войск неразрывно связана с людьми, благодаря которым «крылатая пехота» не только получила путевку в жизнь, но и обросла мускулатурой. Ключевой фигурой ВДВ сами бойцы считают «отца-основателя» Воздушно-десантных войск Василия Филипповича Маргелова.

 

Неординарный, талантливый командир, прошедший через кровавые бои Великой Отечественной всегда отличался своеобразным подходом к планированию и выполнению боевых задач. Именно Маргелову, по словам историков, принадлежит и знаменитый принцип выполнения поставленной задачи, при котором десант буквально сметает противника валом огня и грамотным применением вооружения. Маргелову принадлежит и другая, отличающая исключительно советские/российские ВДВ инициатива: десантировать боевую технику с экипажем.

 

К такому решению, как говорят историки, десантник номер один пришел не случайно - в ходе изучения особенностей десантирования выяснилось, что огромное количество времени тратится на то, чтобы экипаж занял места в боевых машинах.

 

 

 


Решение было простым - выбрасывать технику из транспортного отсека с экипажем внутри. Для сохранения жизней и здоровья людей была придумана и специальная тормозная реактивная система «Реактавр», состоящая из направленных соплами вниз небольших двигателей, максимально смягчавших приземление. Стоит отметить, что свой первый прыжок с парашютом Маргелов совершил в 40 лет - до этого первые подразделения, ставшие прообразами десантно-штурмовых батальонов, привлекались к проведению войсковых операций в качестве пехоты, пусть и с особой подготовкой. Однако за весь срок службы в должности главкома ВДВ Маргелов совершил не более 60 прыжков с парашютом.

 

«Маргелов был человеком чести и за дело свое переживал. Взять хотя бы историю с испытаниями системы выброски техники. Несмотря на внешнюю уверенность, Василий Филиппович страшно волновался. Не в последнюю очередь благодаря тому, что внутри десантируемой БМД находился его младший сын. Пачка сигарет, которую Маргелов-старший выкурил, пока ждал результатов десантирования, - это еще ничего. На случай отказа парашютной системы и смерти экипажа у него в кармане лежал заряженный пистолет», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» историк Борис Гордеев.

 

Первым тысячу прыжков с парашютом «разменял» другой легендарный десантник - начальник парашютно-десантной службы Управления Военно-воздушных сил Иван Георгиевич Старчак. Однако юбилейный прыжок оказался для опытного специалиста непростым - десантирование закончилось тяжелой травмой. Уже после госпиталя Старчак поучаствует в ликвидации немецкого мотострелкового отряда численностью в 20 человек, и практически сразу по возвращении в штаб округа поднимет вопрос о подготовке десантных групп для высадки в глубокий тыл противника.

 

Стоит отметить, что Старчак, наравне с другими известными советскими разведчиками времен Великой Отечественной, был настоящим асом по части планирования боевых операций. В личном деле Старчака особые отметки, характеризующие десантника как особо ценного специалиста, появились не просто так. Отдельно командование отметило навыки планирования и управления отрядом в ходе боя 214-й отдельной воздушно-десантной бригады на волоколамском направлении против 400 солдат и офицеров отходившей от Москвы немецкой армии.

 


Сковать немецкий тыл

 

 

 


С судьбой Ивана Георгиевича Старчака неразрывно связан и другой эпизод, вошедший в операцию по уничтожению отступавших от Москвы сил вермахта. В первых числах января 1942 года советские диверсионные силы и легкие мотострелковые подразделения получили приказ начать диверсионные действия против отходящего противника.

 

План командования был прост: нарушить снабжение, уничтожить или захватить максимальное количество личного состава противника. После захвата аэродрома 4 января Старчак принимает решение о нападении на железнодорожную станцию Мятлево, узловая линия которой забита эшелонами с немецкой техникой, оружием и топливом. Уже 8 января в ходе молниеносной атаки железнодорожный узел перешел под контроль советских десантников-диверсантов, а 30 немецких танков, погруженных на платформы, были уничтожены. Следующие 10 суток, по воспоминаниям самого Старчака, стали для отступавших немецких частей настоящим адом. Военные историки отмечают, что именно тогда на подступах к Москве появились таблички «Внимание, русские парашютисты!» на немецком языке.

 

 

Две высоты, две роты

 

 

Новейшая история ВДВ сопровождается во многом уникальными, невозможными и невероятными для обывателя подвигами. Бой 9-й роты у высоты 3234 в Афганистане не далеко от государственной границы с Пакистаном, навсегда вошел в учебные пособия и историю Вооруженных Сил как пример воинской доблести и выучки. Чтобы облегчить захват, небольшой по размерам пункт контроля на господствующей высоте, афганские боевики при поддержке наемников целый час обстреливал из всего, что было под рукой: минометы, РПГ, безоткатные орудия и даже реактивные снаряды. С наступлением сумерек противник начал медленное продвижение в сторону укрепрайона 9-й парашютно-десантной роты.

 

 


 

В атаку афганские боевики бросились с расстояния в 200 метров - в обычных условиях на преодоление такой дистанции бойцу с оружием может потребоваться лишь пара минут. Однако боевое охранение и наблюдатели, вовремя заметившие боевиков, открыли шквальный огонь, и через 50 минут боя нападение было отражено. Всего в ту роковую ночь советские десантники отразили 12 (!!!) атак противника на позиции у высоты 3234. Под утро отбиться от боевиков бойцам 9-й роты помогли разведчики из 3-го парашютно-десантного батальона, доставившие на позиции боекомплект и поддержавшие десантников огнем. Особенностью боя стали отдельные сектора, на которых два-три десантника бились против двадцати боевиков. На позиции девятой роты противник так и не попал.


 

«Долгие годы на эффективности боев с участием десантников сказываются особенности подготовки. Еще советских десантников учили, что простым удержанием плацдарма после захвата серьезную операцию не провести. Большое внимание уделялось активным наступательным действиям. Отсюда умение не только проводить контратаки, но и управлять бойцами для обеспечения безопасности группы практически в любых ситуациях. Бой девятой роты - не единственный за период пребывания советских солдат в Афганистане. Были и другие. Но из раза в раз удавалось давать грамотный отпор противнику минимальными силами», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» ветеран спецназа ВДВ Олег Блохин.

 

Способность воевать не числом, а умением через 12 лет в ходе одного из самых тяжелых боев за всю историю Воздушно-десантных войск подтвердит 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Бой псковских десантников за высоту 776 до сих пор остается одним из самых невероятных не только в истории отечественных Воздушно-десантных сил и Вооруженных Сил, но и единственным боестолкновением, в котором боевики имели почти 30-кратное превосходство в живой силе. 2500 боевиков, в числе которых были и хорошо обученные наемники, несколько часов пытались уничтожить 90 росcийских десантников.

 

В ходе ожесточенного боя десантниками были убиты до 600 боевиков. Бой 1 марта 2000 года на высоте 776 под селением Улус-Керт навсегда вошел не только в отечественные, но и зарубежные учебные пособия по организации боевых действий. Зарубежные эксперты, в частности, американские инструкторы не раз отмечали, что противостоять двум с лишним тысячам боевиков могут только очень хорошо обученные и мотивированные бойцы.

Экспертное мнение и аналитика
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Эфир
Поиск и меню 
20240424.0946