Впрочем, эксперт организации Самюэль Бендетт считает, что Вашингтону не стоит почивать на лаврах – разрыв в количестве технических возможностей российской и американской техники стремительно сокращается. А активное развитие средств радиоэлектронной борьбы делает российские беспилотные комплексы серьезной угрозой для американского господства в воздухе.
В своих оценках ситуации г-н Бендетт констатирует, что военно-промышленный комплекс России начал работу над робототехникой, вкладывая в эту сферу огромные инвестиции. Уже к 2025 году 30 процентов российской военной техники станут беспилотными. Однако, делает вывод автор, реальность менее драматична. Например, разрабатываемый в России БПЛА «Альтаир», который сопоставим с американским MQ-1 Predator, «сильно отстает от графика и бюджета» и может быть «отложен на неопределенный срок».
Кроме того, уверен эксперт, Россия по-прежнему сильно зависит от импортных технологий. Так, беспилотный «Орион» с дальностью в 250 км он назвал подозрительно похожим на иранский «Шахед». Основной беспилотник Вооруженных Сил России «Форпост», отмечает Бендетт, создан на базе израильского IAI Searcher Mk II.
Эксперт в области беспилотной летательной техники, редактор отраслевого журнала UAV.ru Денис Федутинов готов возразить американскому эксперту.
- Опубликованный доклад представляет собой достаточно серьезное исследование ситуации с российскими разработками в области беспилотных систем, - рассказал он телеканалу «Звезда». - Вместе с тем, данная работа также не лишена и определенных недочетов. В частности, в том, что касается беспилотных авиационных систем, не упомянуты работы в области тактических БЛА. Между тем известно, что работы по беспилотнику Shadow-класса ведет входящее в состав концерна «Вега» рыбинское КБ «Луч». Причем этот проект уже, скорее всего, находится на финальных стадиях.
Намеки на возможную кооперацию с зарубежными компаниями при создании перспективных российских БЛА на примере отсылки к внешней схожести российского БЛА «Орион» и иранского Shahed-129 выглядят притянуто. Очевидно, что Иран – это далеко не та страна, авиационные разработки которой российские конструкторы готовы воспринимать как некий образец для подражания, - говорит эксперт.
Если брать ситуацию шире, то отставанию России в области развития БПЛА можно найти еще более прозаическое объяснение. Всерьез заниматься подобной техникой в стране начали после принуждения Грузии к миру. В ходе грузино-осетинского конфликта в 2008 году наша армия впервые столкнулась с применением противником современных беспилотных систем, ответить которым у нас было нечем. Впрочем, массовые поставки в войска аналогичной техники начались только через пять лет.
При этом аппараты «Застава» и «Форпост» были созданы по лицензии израильской компании IAI. Видеотрансляция поражения целей боевиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ в Сирии Минобороны показывает именно с них. Именно Сирия показала важность и незаменимость этой техники. По результатам сирийской операции БЛА оценены как критически важная военная технология. По словам министра обороны Сергея Шойгу, они «незаменимы в современных конфликтах».
Собственно, этот момент и определяет вектор развития российских БПЛА. По словам Дениса Федутинова, американский доклад обходит стороной области, где Россия сегодня имеет собственный приоритет в разработке БПЛА. Например, из аппаратов самолетного типа неохваченной осталась тема высотных БЛА большой продолжительности полета, использующих солнечную энергию. Между тем работы над подобного рода аппаратами ведут НПО им. Лавочкина и компания «Тайбер». Комплекс называется «Сова».
Ожидается, что этот гигантский планер заменит дорогостоящие низкоорбитальные спутники наблюдения и связи. Подпитываясь солнечной энергией и используя воздушные потоки, он будет вести постоянное патрулирование отдаленных районов Мирового океана и Арктики. Будет вести разведку, а также передавать сигналы управления и связи кораблям и военным объектам, находящимся за Полярным кругом.
Кроме того, отмечает Федутинов в России достаточно динамично идет работа по созданию беспилотных летательных аппаратов вертолетного и конвертируемого типов. Несколько таких машин были представлены в рамках выставки-форума «Армия-2017», причем как на открытой для посетителей площадке, так и в закрытой части экспозиции, рассчитанной исключительно на руководство Минобороны. Этот факт говорит о том, что работы по беспилотным вертолетам находятся на завершающей стадии и их поставки в войска могут начаться в любой момент.
Единственное слабое место, как это справедливо заметил аналитик CANCorporation в российской программе развития БПЛА, - это ударные комплексы, сопоставимые по возможностям с MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Для подобных задач могли бы подойти проект КБ «Сухой» - это беспилотный самолет БАС-62, внешне очень напоминающий MQ-1 Predator, или от корпорации «МиГ» - беспилотный ударный робот «Скат». Он, как и первый кандидат, практически внешняя копия американского Х-47 компании Northrop Grumman. Шума вокруг них было много, но проекты, видимо, так и не пошли.
Советник первого заместителя гендиректора «Концерна Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев утверждает, что ударный беспилотник будет создан на базе учебно-тренировочного самолета Як-130.
«Потенциал для модернизации Як-130 еще очень велик. На его базе возможно создание беспилотного штурмовика, который по своей тяговооруженности и универсальности превзойдет американский MQ-9 Reaper», - сообщил в 2015 году Михеев.
Словам специалиста можно верить. «Летающая парта», как зовут Як-130 в Воздушно-космических силах, уже сам по себе робот. Машина прямо в полете может быть перепрограммирована для выполнения учебно-тренировочного полета в различных погодных или пилотажных условиях. Все зависит от того, на какой самолет готовят летчика. Будет это современный Су-30 - Як-130 будет летать по одному сценарию; введут программу полета новейшего американского легкого истребителя F-35, полетит по-другому.
При необходимости «парту» легко переоборудовать в легкий истребитель. Самолет за раз поднимет в воздух до трех тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб. Использование Як-130 для выполнения локальных задач - уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, борьбы с наркодельцами - по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали «МиГи» или «Сушки». А в перспективе этот полет может проходить и в автоматическом, беспилотном режиме.
О том, что появление ударных беспилотных комплексов не за горами, говорит и то, что в России идет активное создание средств поражения, рассчитанных под БПЛА. На той же «Армии-2017» опытно-конструкторское бюро «Авиаавтоматика» и компания «ВАИС-Техника» представили управляемые и планирующие бомбы для ударных БПЛА. Это изделия массой до 50 килограммов, которые беспилотник сможет доставлять на расстояние от 12 до 20 километров в режиме планирования и на 100 километров при использовании двигателя. Так что оружие есть не только для беспилотников класса Як-130, способных поднять в воздух до трех тонн высокоточных бомб и ракет, но и аппаратов размером меньше.
Аналитика CNA (Center for Naval Analyses), возможно, не до конца объективна. Но тем не менее дает повод для собственного осмысления ситуации. По состоянию на март этого года в Российской армии на вооружении стоит более двух тысяч беспилотных летательных аппаратов. Ни одно учение не обходиться без весящих в воздухе беспилотных разведчиков и целеуказаетлей. Активно применяются они и в Сирии. Поэтому, следуя логике американского аналитика, нам просто, надо «закрывать» те ниши, где у нас нет аппаратов, сопоставимых с американскими машинами, а заодно расширять номенклатуру полезной нагрузки для имеющейся и создаваемой техники. Признание лидерства в области систем радиоэлектронной борьбы говорит о том, что наши БПЛА с каждым годом становятся все более опасными и непредсказуемыми соперниками для США.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»