Масштабный пакет соглашений, подписанных в ходе нынешних встреч, вне всяких сомнений, предполагает выстраивание долговременного двустороннего сотрудничества. Звучавшие ранее голоса о том, что отношения России и стран Аравийского полуострова безнадежно испорчены с учетом очевидного усиления влияния со стороны Соединенных Штатов, теперь воспринимаются не более чем неуместный скепсис.
Москва – Эр-Рияд: грани взаимодействия
Список пакетов документов, утвержденных в ходе нынешнего визита, не умещается на странице. Так, подписано соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, заключен Меморандум о взаимопонимании между российским и саудовским Минсвязи о сотрудничестве в области связи и информационно-коммуникационных технологий, составлена дорожная карта торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Значительная часть соглашений касается взаимодействия в военно-технической сфере. Так, заключен Меморандум между АО «Рособоронэкспорт» и Саудовской военно-промышленной компанией о покупке и локализации производства продукции военного назначения, а также подписан контракт на общие условия организации в королевстве лицензионного производства автоматов Калашникова АК-103 и патронов различного назначения. В целом, как сообщили в пресс-службе президента РФ, «в ходе визита был обсужден широкий спектр вопросов российско-саудовского сотрудничества, перспективы наращивания двустороннего взаимодействия, а также состоялся обмен мнениями по международной проблематике».
Удивительно, но многие в нашей стране даже не догадывались, насколько давнюю историю имеют российско-саудовские отношения. Советский Союз был первой страной, признавшей независимое саудовское государство: дипотношения между двумя странами были установлены еще в 1926 году. В новейшей истории России договоренность о нормализации контактов была достигнута в 1990 году: российское посольство функционирует в Эр-Рияде с мая 1991 года, Генконсульство в Джидде – с апреля 1991 года, а посольство Саудовской Аравии открыто в Москве в декабре 1991 года. Кстати, тогда же Саудовская Аравия заявила о признании Российской Федерации в качестве правопреемницы СССР. С начала 2000-х годов обозначилась активизация отношений между двумя странами. Москву посещал наследный принц (король в 2005–2015 годах) Абдалла бен Абдель-Азиз Аль Сауд, а Владимир Путин совершил государственный визит в Эр-Рияд в феврале 2007 года.
Саудовская Аравия – важный и, по сути, ключевой игрок в регионе. Ведь даже географически это самое крупное государство на Аравийском полуострове. Оно сильно как в экономическом плане (королевство – основной член Организации стран-экспортеров нефти), так и в культурно-религиозном: в стране находятся два главных священных города ислама – Мекка и Медина. Не случайно одни из самых прочных связей наших стран – гуманитарные, в том числе поддерживаемые на уровне глав российских регионов, население которых традиционно исповедует ислам – Татарстана, Чечни, Ингушетии. В прошлом году только Мекку посетили 16 тыс. мусульман из России, организацией их паломничества занимаются специально созданные общественные структуры.
Гарантия суверенитета
Интерес саудитов к российским оборонным технологиям, к нашему оружию, к контактам в военной сфере не случаен. Саудовская Аравия входит в первую десятку стран по объемам финансирования вооруженных сил. По некоторым сведениям, оборонный бюджет королевства составляет до 10% ВВП, что, к слову, является наибольшим показателем среди стран Персидского залива. Страна закупала и продолжает закупать различные системы вооружения и военной техники. И дело вовсе не в стремлении к военному превосходству. У королевства имеются серьезные противоречия с некоторыми из соседей, разрешать которые приходится в том числе с применением оружия. Так, до сих пор толком не урегулирована конфликтная ситуация с Йеменом, когда ряд арабских государств, и Саудовская Аравия в их числе, вмешались во внутренний йеменский конфликт против движения «Ансар Аллах» (повстанцев-хуситов). В свою очередь хуситы «отметились» вооруженными столкновениями с саудовскими войсками в провинциях Саудовской Аравии Наджран, Джизан и Асир.
Старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев обращает внимание на ситуацию в регионе, осложненную конфликтом. Он напоминает о заявлении, сделанном пресс-секретарем лидера «Ансар Аллах» Абд аль-Малика аль-Хуси, который обещал вторжение Йемена на территорию Саудовской Аравии и расправу с династией Аль Саудов. «В саудовско-йеменской войне превосходство будет далеко не на стороне Саудовской Аравии, – полагает эксперт. – Я исключаю возможность того, что саудовцы быстро возьмут под контроль ситуацию в Йемене и продвинутся вглубь страны – этого не будет. Я скорее поверю в то, что йеменцы продвинутся вглубь Саудовской Аравии».
Неурегулированным остается и нынешний дипломатический скандал с Катаром, в котором Саудовская Аравия участвует с первого дня. Дохе выдвинуты обвинения в поддержке терроризма и экстремистской идеологии, во вмешательстве в дела арабских государств. Катар прямо обвинен в финансовой поддержке террористических организаций. Дошло даже до того, что шесть арабских государств (и Саудовская Аравия в их числе) потребовали от Международной федерации футбола переноса из Катара чемпионата мира 2022 года. С сентября Саудовская Аравия приостановила любой диалог с Катаром.
Оружейные перспективы
В этих условиях страна не намерена отказываться от укрепления своих вооруженных сил. В этом году в ходе визита в Саудовскую Аравию президент США Дональд Трамп заключил соглашение о поставке Эр-Рияду вооружения и военной техники на гигантскую сумму – 109,7 млрд долларов. Белый дом поспешил уведомить, что этот договор стал крупнейшей сделкой по поставке вооружения за всю историю США. Однако не так давно власти Саудовской Аравии объявили об образовании собственного оборонно-промышленного конгломерата для реализации плана по увеличению внутреннего военного производства. В состав компании Saudi Arabian Military Industries войдут четыре бизнес-единицы: «Воздушные системы» (Air Systems), «Наземные системы» (Land Systems), «Стрелковое вооружение и ракеты» (Weapons & Missiles), «Военная электроника» (Defence Electronics). Компания создана Общественным инвестиционным фондом Саудовской Аравии (Public Investment Fund), который находится в ведении Совета по экономическим вопросам страны и является полностью государственным.
Как отмечает российский Центр анализа мировой торговли оружием, главная цель создания компании – реализация инициативы правительства Саудовской Аравии по возрастанию роли и значения национального ВПК. При этом в рамках реализации данной задачи будут созданы совместные предприятия с международными производителями, и в эту концепцию удачно вписываются нынешние договоренности с «Рособоронэкспортом» о покупке и локализации производства продукции военного назначения, а также об организации лицензионного производства автоматов и патронов.
Россия, что логично, намерена поддерживать контакты в военно-технической сфере с таким перспективным партнером. В частности, глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев ранее заявлял о том, что РФ и Саудовская Аравия парафировали пакет контрактов на сумму 3,5 млрд долларов. Кстати, межправительственное соглашение по ВТС с Саудовской Аравией действует с 2015 года. Сенсационной стала информация о том, что Саудовская Аравия может приобрести у нашей страны зенитные ракетные системы С-400 «Триумф»: сведения об этом, в частности, распространил телеканал Sky News Arabia. Ранее о заинтересованности Эр-Рияда в покупке С-400 сообщал посол России в Саудовской Аравии Олег Озеров.
Советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина уверена, что военно-техническое сотрудничество между двумя странами – «это та конкретная область, где есть о чем подумать, и именно сейчас стороны могут обсудить конкретные сделки». С другой стороны, как отмечает эксперт, «конкретные вещи могут быть не такими сногсшибательными, как планы на перспективу: саудовцы часто много обещают, но потом долго раскачиваются…».
С учетом взаимных интересов
Президент РФ Владимир Путин назвал переговоры с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель-Азизом Аль Саудом содержательными и доверительными, а состоявшуюся беседу с высоким гостем – предметной. «Хочу еще раз подчеркнуть, что мы рады визиту короля Саудовской Аравии, первому в истории наших межгосударственных отношений, – подчеркнул российский лидер. – Уверен, что этот визит придаст новый мощный импульс развитию двусторонних межгосударственных отношений».
В свою очередь, король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель-Азиз Аль Сауд видит большие перспективы взаимодействия между его страной и Россией. «Есть большие возможности для расширения и диверсификации экономического сотрудничества, для создания торгово-экономической инвестиционной базы… в интересах двух стран и в интересах развития торгового обмена во всех направлениях», – заявил король во время переговоров с Владимиром Путиным. Кстати, Сальман бен Абдель-Азиз Аль Сауд пригласил президента России посетить его страну. Как сообщает пресс-служба главы российского государства, Владимир Путин с благодарностью принял это предложение.
Президент Академии геополитических наук генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов считает, что Россия в целом способна на многое в данном регионе планеты. «Скажем, разработать некую систему коллективной безопасности для Ближнего Востока. И предложить этот проект Лиге арабских государств, Ирану, Турции и, конечно же, Израилю. Это должна быть некая дорожная карта примирения двух ветвей ислама, шиитской и суннитской, с подключением к восстановлению Ближнего Востока таких мощных игроков, как Египет и Саудовская Аравия», – полагает эксперт. По мнению Леонида Ивашова, система безопасности должна дать определенные гарантии и для Ирана, и для Израиля, и для всех других государств. «Такой проект наверняка натолкнется на противодействие США, которым в первую очередь выгодно именно сохранение нынешнего положения, но это не означает, что идея нежизнеспособна: на Ближнем Востоке достаточно государств, которые заинтересованы в стабилизации и способны повлиять на развитие ситуации, опираясь при этом на авторитет России в регионе», – считает глава Академии геополитических наук.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»