Уральский бестселлер
Опыт боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе показал, что экипаж танка, будь он трижды защищен и «укутан» в броню, должен выполнять только свои задачи, не отвлекаясь на поражение второстепенных целей. Поменялась и точка зрения в обсуждении вопроса прикрытия боевых машин. Вместо людей защиту основных боевых танков все-таки доверили технике. Важность такого решения переоценить сложно: там, где пехота может быть «прижата» огнем, боевая машина поддержки танков противодействия может и не заметить.
С момента появления первой боевой машины поддержки танков (БМПТ) – уральского объекта-199 – прошло немало времени. Конфликты в разных точках мира проще протекать не стали: обилие бронетехники, средств поражения и пехоты, укрывающейся в зданиях, наблюдается в 100% локальных войн. Раз за разом типичный бой с участием танков разыгрывается по одинаковому сценарию: стоит пехоте прекратить огонь на подавление или начать перегруппировываться, тотчас по боевой машине начинают работать из ПТРК. Танкистам в этом случае остается только ждать контакта ракеты с корпусом танка или блоками динамической защиты – другие меры после выхода противотанковой ракеты из пускового контейнера уже бесполезны.
Изначально главными целями для БМПТ были пехота и легкобронированная техника. Схема взаимодействия танковой группы и машин поддержки была следующей: танки выполняют основную задачу и поражают защищенные объекты, технику и живую силу противника, используя различные боеприпасы, БМПТ обеспечивают прикрытие боевых машин, играющих первую скрипку как по флангам, так на «передке». В каждом конкретном случае тип цели диктовал особенности применения: чтобы не отвлекать экипажи танков от выполнения поставленной задачи, внезапную угрозу в виду огневой точки или расчета с ПТРК экипажи боевых машин поддержки танков должны были уничтожать собственными силами.
Моделирование нескольких десятков схем атаки по бронетехнике позволило укрепиться в понимании вопроса прикрытия и защиты бронетехники от танкоопасной живой силы с помощью специализированных бронемашин. Однако танкостроители из УКБТМ пошли дальше: помимо оснащения бронированной машины двумя скорострельными 30-мм пушками 2А42 с боекомплектом в 900 выстрелов, была решена и другая, не совсем свойственная для БМПТ проблема – поражение танков противника и низколетящих вертолетов. Для выполнения этой задачи БМПТ оснастили четырьмя вынесенными наружу корпуса башни пусковыми установками комплекса «Атака-Т».
С поражением целей ракетным вооружением связан и другой любопытный факт. Для управления комплексом «Атака-Т» на уральский объект-199 установили уникальный прицел, в схему и принцип работы которого долгое время не верили даже опытные танкисты. С помощью современного прицела экипаж машины мог выполнять стрельбу по трем целям одновременно. Именно после установки современных средств наблюдения БМПТ нарекли «снайперской винтовкой на гусеницах».
Современные боевые конфликты, в которых бронетехника часто становится добычей для управляемого вооружения, окончательно подтвердили правильность создания боевой машины, способной с высокой точностью и плотностью огня перемалывать вооруженную РПГ и ПТРК пехоту в укрытиях. Однако год за годом совершенствуются не только методы ведения боевых действий, но и технологии, по которым создаются «машины для войны».
Военные эксперты и представители военно-промышленных предприятий в рамках выставок и международных форумов неоднократно заявляли, что при необходимости БМПТ смогут частично взять на себя некоторые функции, выполняемые на поле боя основными боевыми танками. Однако для реализации этой идеи – борьбы с бронетехникой противника, в том числе высокозащищенными БМП и танками, – придется значительно перерабатывать не только системы защиты, но и состав вооружения. Отдельно отмечался и тот факт, что подобные решения у российских оружейников и танкостроителей давно есть.
Опустошитель-универсал
Главной сложностью для разработчиков в процессе подготовки к борьбе с современной и перспективной бронетехникой противника долгое время оставалось вооружение. Подавление живой силы и огневая завеса двух автоматических 30-мм – это, конечно, хорошо, но для гарантированного поражения бронетехники может оказаться недостаточно.
Решением этой проблемы занимались сразу несколько профильных КБ. Одним из самых обсуждаемых вариантов для оснащения БМПТ явился автоматический боевой модуль АУ-220М, основой которого стало 57-мм орудие с высокой баллистикой, установка которого в БМПТ предполагает доработку СУО и внедрение в конструкцию панорамного прицела командира.
Однако главным качеством модуля, разработанного в ЦНИИ «Буревестник», стала не столько универсальность, позволяющая монтировать орудие на танковое шасси и легкие БМП-3 и БРМ-3К, сколько ее боевые характеристики. Ключевым показателем в этом отношении является дальность стрельбы – до 12 тыс. м. Такого расстояния, по мнению специалистов, хватит не только для заградительного огня по укреплениям и позициям противника, но и для «снайперской» стрельбы по бронетехнике. Для целей с более серьезной защитой может быть применено ракетное вооружение. В беседах относительно состава вооружения БМПТ и особенно управляемого ракетного вооружения специалисты объясняют, что поражение танка экипажем БПМТ – не главная задача на поле боя.
«Основная задача этой машины – в любом случае не борьба с танками. Ясно, что 57-мм пушка может пробить корпус ОБТ только на отдельных участках бортовой брони и кормы. Однако если к ней будет разработан современный боеприпас, то экипаж сможет бороться с хорошо защищенными западными БМП с боевой массой от 30 т», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Василий Кашин.
Специалисты считают, что в большинстве случаев обстрела современными бронебойными 57-мм снарядами может оказаться достаточно для того, чтобы обездвижить даже хорошо защищенную машину, повредить МТО или ходовую и превратить ее в неподвижную мишень.
На определенном этапе в качестве кандидата на включение в состав крупнокалиберного вооружения бронетехники рассматривался уникальный автоматический гранатомет АГС-57 (ЛШО-57). В октябре 2005 года орудие с низкой баллистикой и дальностью стрельбы до шести тысяч метров даже продемонстрировали на совместных российско-индийских учениях «Индра-2005», однако дальнейшая судьба этой пушки долгое время оставалось неизвестной.
Так продолжалось ровно до того момента, пока на одной из выставок не был продемонстрирован тульский боевой модуль «Эпоха», в котором, помимо современных приборов наблюдения, красовалось 57-мм орудие с низкой баллистикой и удлиненным стволом. Комментируя необходимость появления орудий большего калибра на базе отечественной бронетехники, независимый военный эксперт Алексей Хлопотов отметил, что изменения состава вооружения таких машин – не просто стремление быть на острие технологий.
«Вообще, идея машины огневой поддержки назрела, причем давно. При этом в войсках могут пригодиться не только такие машины с автоматическими пушками, но и с крупнокалиберными орудиями гаубичного типа с умеренной баллистикой», – пояснил эксперт.
Специалисты все чаще говорят о том, что базой для нового «Терминатора», вероятнее всего, станет тяжелая гусеничная платформа «Армата», разработку которой УВЗ осуществляет в рамках программы по созданию семейства перспективных боевых машин и государственной программы перевооружения. Логика такого решения объясняется просто: перспективное вооружение, как артиллерийское, так и управляемое ракетное, уже есть, а значит, и платформа для размещения нового вооружения должна иметь повышенные боевые характеристики, будь то уровень бронирования, системы управления огнем или силовая установка.
Потребность в машинах подобного типа, по словам военного эксперта, члена Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктора Мураховского, учитывая современные конфликты, будет только возрастать.
«На базе 57-мм орудия можно получить принципиально новые возможности для бронетехники. Например, управляемые артиллерийские снаряды. Пятидесятисемимиллиметровое орудие позволит также получить зенитный артиллерийский комплекс и пушку для бронетехники на длительную перспективу», – отметил Мураховский.
Пока можно только рассуждать на тему, какой в действительно будет новая боевая машина поддержки танков, какое вооружение получит и когда разработчики объявят о финальном этапе ее разработки. Однако появление перспективной боевой машины с переработанным вооружением и улучшенной защитой может значительно облегчить жизнь танкистам и Сухопутным войскам в целом, сохранив сотни, а то и тысячи жизней простых солдат на поле боя.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»