Наследник «Черного дрозда» или одноразовый самолет: сможет ли Америка создать гиперзвуковой высотный разведчик

09:14 02.10.2017
На прошлой неделе в СМИ появилась информация, что в США испытывается новый гиперзвуковой беспилотник SR-72. Однако эксперты считают, что до создания такого летательного аппарата американским специалистам еще очень далеко.
Наследник «Черного дрозда» или одноразовый самолет: сможет ли Америка создать гиперзвуковой высотный разведчик
Читайте нас на:

Новое хорошо забытое старое

С момента последнего полета самолета-разведчика SR-71, крест на применении которого во многом удалось поставить с помощью истребителей-перехватчиков МиГ-31, прошло уже немало лет. Однако желания Пентагона получать оперативные разведданные не от разведывательных спутников, а в реальном времени никуда не делись. Стоит отметить, что из применения «Черных дроздов», помимо уникальных технических решений, разработчики авиационной техники в США, равно как и специалисты за пределами страны, сделали определенные выводы. За время полетов SR-71 вдоль границ СССР подтвердилась главная проблема самолетов-разведчиков – чем выше скорость, тем сложнее пилотирование. Другим важным обстоятельством, повлиявшим на судьбу использования авиационной техники такого типа, стали современные средства ПВО, способные «достать» скользящий по небу на скорости 3,5М сверхсекретный самолет.

После всех обнаруженных особенностей SR-71, включая невозможность заправки борта под завязку на аэродроме, перед американскими авиастроителями, как говорят в таких случаях, вопрос встал ребром. Для создания надежного атмосферного разведчика с высокой скоростью полета требовалось списать «Черного дрозда» и создать для его замены еще более скоростной, незаметный и технически продвинутый самолет-разведчик. Однако сформировать требования к перспективному ЛА оказалось значительно проще, чем добиться реальных результатов по его созданию.

Картинка

Реальная оценка эффективности SR-71 привела к значительному изменению требований к летательному аппарату, выполняющему исключительно разведывательные миссии. Исходя из сравнительного анализа SR-71 с советскими системам ПВО и возможностями истребительной авиации предполагалось, что атмосферный самолет-разведчик для полностью безопасного передвижения и работы должен развивать как минимум втрое большую скорость относительно SR-71, набирать большую рабочую высоту полета и иметь значительно меньшую относительно выводимой из эксплуатации машины ЭПР.

В конце 80-х годов специалисты Lockheed Martin приступили к созданию сверхскоростного самолета-разведчика с комбинированным типом двигателя, который с легкой руки американских журналистов стали называть «Аврора». Об этом проекте в силу его секретности долгие годы не было известно практически ничего, а многочисленные 3D-рендеры перспективного самолета и догадки авиационных экспертов в расчет можно не принимать. Такое положение дел сохранялось вплоть до 2013 года, пока представители Lockheed Martin не сообщили о начале работ над созданием преемника «Черного дрозда».

Скорость не панацея

Главным вопросом, ответ на который многие специалисты не получили до сих пор, являются режимы полета и скоростные характеристики, заложенные разработчиками в конструкцию таких самолетов. На бумаге характеристики таких разведчиков выглядят и правда неплохо: чего стоит только «крейсерская» скорость полета, ограниченная отметкой в 6М (7420 км/ч). Однако еще в ходе эксплуатации SR-71 авиастроители выяснили, что длительные полеты на предельных скоростях и тем более резкие маневры прочный планер, в изготовлении которого широко применялся титан, может попросту не выдержать. Другое ограничение касалось авиационных двигателей для таких самолетов: верхний скоростной предел одного из самых современных на тот момент турбореактивных двигателей изменяемого цикла ограничивался показателем в 3М.

Первым шагом в освоении технологий рабочих гиперзвуковых полетов в США можно считать экспериментальный полет беспилотника Х-43, построенного в рамках ОКР Hyper-X в 2001 и 2004 годах. Однако при всей перспективности конструкции у такой системы имелся существенный изъян – одноразовость. По сути, летящая на огромной скорости конструкция представляла собой лабораторию, с которой снимались скоростные и другие параметры полета для дальнейших работ в этом направлении.

Картинка

Неутешительные данные экспериментальных полетов говорили о том, что о длительных гиперзвуковых разведывательных миссиях на современном этапе развития сплавов и материалов придется забыть даже с учетом бурного развития гиперзвуковых авиационных двигателей.

Однако в 2017 году представители Lockheed Martin вновь стали заявлять о грядущем прорыве в создании гиперзвукового самолета. По данным американского авиационного журнала Aviation Week, с 2013 года американские авиастроители совместно со специалистами Aerojet Rockerdyne активно работали над созданием демонстратора технологий гиперзвукового самолета-разведчика, прозванного американскими экспертами SR-72. Большинство специалистов-футурологов сразу же принялись «хоронить» традиционные виды вооружений, авиацию и системы ПРО/ПВО, доказывая при каждом удобном случае перспективность таких технологий.

Законы физики еще никто не отменял

Разговоры о маневренности разведывательных гиперзвуковых летательных аппаратов пока далеки от практической плоскости. Все, чем можно оперировать на данный момент, – данные из открытых источников и результаты исследования, а также элементарное знание физики и характеристик некоторых средств противовоздушной/противоракетной обороны. Ориентируясь на стремление создать гиперзвуковой атмосферный самолет-разведчик, стоит заранее оговориться и отметить, что при высокой скорости полета гиперзвукового беспилотника его управление будет упрощено до введения минимальных траекторных поправок, а маневренность будет сведена практически к нулю. Все дело заключается в нагрузке на планер самолета, размеры которого, если верить расчетам экспертов Aviation Week, не будут сильно отличаться от истребителя F-22.

Картинка

Однако, прежде чем рассуждать о возможных траекториях полета, стоит упомянуть и гиперзвуковые авиационные двигатели. Особенность ГПВРД заключается в том, что пока ученым и авиационным инженерам не удалось «оседлать» длительный гиперзвуковой полет. В этой связи одним из наиболее перспективных и понятных направлений выглядит создание малогабаритных крылатых гиперзвуковых ракет, например таких, как российские ПКР «Циркон», или создание маневрирующих боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, осуществляющих коррекцию по тангажу и рысканию.

Создание же атмосферного самолета-разведчика, способного аналогично «Черному дрозду» и не менее знаменитому воздушному разведчику U-2 совершать беспосадочные перелеты к противнику и обратно сопряжено с огромным количеством сложностей. Если допустить, что применение такой техники предполагает возврат объекта обратно на аэродром, то первый и главный вопрос будет заключаться в режимах полета такой техники. Здесь-то и кроется основная сложность контроля управляемого (пусть и дистанционно) гиперзвукового полета – практически полное отсутствие возможности выйти из-под удара.

«Тут работает тот же принцип, что и с баллистическими ракетами. Допустим, выполнение боевой задачи прерывается сигналом системы оповещения о постановке самолета на сопровождение средствами ПВО. Что в этом случае должен сделать оператор или автоматика? Резко изменить курс и в целях сохранения изделия максимально быстро выйти из-под удара. Но такой подход работает только с современными самолетами – истребителями, например. Гиперзвуковой же самолет при резкой смене направления полета просто развалится. Ни один из существующих материалов пока не может позволить выдержать такую нагрузку на планер», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» майор запаса ВВС Сергей Кобец.

Из ограничений параметров полета вытекает и другая особенность боевого применения разведывательных ГЗЛА – возможность поражения уже существующими средствами ПВО. Эксперты отмечают, что подводит перспективную технологию все тот же закон физики: при «баллистической» траектории полета расчеты ПВО после получения данных о скорости и высоте цели запросто смогут рассчитать «точку встречи» противоракеты с ГЗЛА и дать команду на пуск.

Высота полета в 25–27 км, которую многие зарубежные эксперты указывают в качестве наиболее вероятной для ЛА такого типа, в деле сохранности уникального изделия тоже особенно не поможет. За ближайшим примером далеко ходить не нужно: ракета 40Н6Е комплекса С-400 имеет предел по высоте в 30 км, а перспективные ЗУР, разработка которых осуществляется для комплекса С-500, будут бить значительно выше.

Повторение мать учения

Необходимость создания «несбиваемого» самолета-разведчика обозначалась в Соединенных Штатах и ранее. В рамках программы по разработке и производству уникального, недоступного для поражения существующими зенитными управляемыми ракетами и перехвата истребителями ПВО самолета  в США был разработан высотный разведчик U-2. Однако историю его боевого применения насыщенной назвать нельзя: уже через пять лет, когда конструкция самолета и фотоаппаратура на борту были доведены практически до совершенства, пилотировавшего U-2 Фрэнсиса Гарри Пауэрса догнала ракета комплекса С-75.

Картинка

Учитывая сложность выполнения как видовой, так и других видов разведки, существует крайне низкая вероятность того, что гиперзвуковой «наследник» самолетов  U-2 и SR-71 встанет на вооружение ВВС США в обозримом будущем. Главным образом в пользу этой догадки говорят не только ограничения, обусловленные законами физики, но и современные средства ПВО, совершенствование которых идет с прицелом на авиацию и ракетное вооружение в пределах следующих 25 лет.

В ДPУГИХ CMИ
Загрузка...
Вас заинтересует
Экспертное мнение и аналитика
Читать далее
читайте ниже следующую новость