Фамилию террориста Умарова, наряду с дудаевыми, басаевыми, масхадовыми, радуевымии и прочими подобными особями, начиная с середины 90-х годов, в России знали все. Все они были на слуху и ассоциировались исключительно со смертью, страхом и ужасом, который они сеяли на территории Северного Кавказа. Таким образом, Умаров и его подельники боролись за превращение Чечни в «шариатское» государство. Поэтому нет ничего удивительного, что когда порядок в регионе был наведен, многие нормальные граждане ждали, когда возмездие настигнет этого нелюдя. И вот вчера Центр общественных связей ФСБ РФ официально сообщил, что останки Доку Умарова обнаружены в горно-лесистой местности Сунженского района Ингушетии.
Данному факту придан статус федерального значения не только потому, что террористические акции, совершенные лично и по приказу этого негодяя, неоднократно заставляли содрогнуться всю страну. Как минимум семь раз российские силовые структуры и СМИ сообщали о гибели террориста. И семь раз после они эту информацию опровергали. На этот раз похоже, опровержений не будет…
Первый свой срок за убийство по неосторожности 16-летний Умаров получил в 1980 году. Освободившись и закончив нефтяной институт в городе Грозном, он устроился на работу в Тюменской области. Проработав там очень недолгое время, в июле 1992-го в паре со своим коллегой по работе, Умаров «разобрался» с молодыми людьми, с которыми накануне повздорил. В результате, один человек был ранен из пистолета, двое застрелены. Ограбив квартиру убитых, преступники подались в бега, скрывшись от правоохранительных органов на территории родной Чечни. То есть когда о событиях, разыгравшихся в этой республике после прихода Джохара Дудаева, еще не было и речи, Умаров уже находился в федеральном розыске, под угрозой «вышки».
И естественно, когда началась операция по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике, Умаров воевал против федеральных войск в качестве полевого командира. Летом 1996 года он участвовал в казни тридцати милиционеров и военнослужащих – чеченцев, оборонявших Грозный. К концу года он уже был «бригадным генералом» самопровозглашенной Чеченской Республикой Ичкерия (ЧРИ), чуть позже – секретарем Совета национальной безопасности и руководителем штаба по координации борьбы с преступностью. Это, однако, не мешало Умарову вести свой кровавый бизнес: он занимался похищениями людей с целью выкупа. Подобный беспредел не устроил даже руководителей ЧРИ, и в 1998-м указом Масхадова он был снят со всех занимаемых постов.
Нелюдя это не остановило, и, как потом выяснится, именно Умаров был причастен к похищению спецпредставителя МВД РФ в Чечне генерал-майора милиции Геннадия Шпигуна (март 1999 года). За его освобождение затребовали 15 млн долларов, но торг не состоялся. Ровно через год тело генерала было обнаружено недалеко от чеченского села Итум-Кали.
С началом Второй чеченской кампании Умаров активно воевал на стороне боевиков, и в августе 2002-го участвовал в захвате населенных пунктов в Урус-Мартановском и Веденском районах Чечни. Поле этого «успеха» его вновь поощрили высокой должностью: Умаров стал командующим, так называемого, «западного фронта». Но свой бизнес не оставил и лично участвовал в похищении сотрудников прокуратуры Чечни Алексея Климова и Надежды Погосовой (27 декабря 2002 года). Впоследствии их освободили спецслужбы ФСБ.
Умаров был причастен к взрывам здания Управления ФСБ Ингушетии и электрички в Кисловодске в 2003-м. Итог двух терактов: десять убитых, свыше семидесяти раненых. С августа 2004 года Умаров – «директор Службы национальной безопасности ЧРИ», а после гибели очередного руководителя Ичкерии (июнь-2006) назван «главой самопровозглашенной республики». В промежутке между двумя этими датами, по неподтвержденным данным (его опознал по фото один из школьников, которому удалось убежать во время захвата), именно Д. Умаров командовал группой боевиков, напавших 1 сентября 2004 года на школу в Беслане. Как бы там ни было, но ко времени своего президентства в ЧРИ, на нем уже клейма негде было ставить.
Став «руководителем Ичкерии», Умаров возомнил себя Бонапартом Наполеоном и развернулся на полную катушку. Он заявил, что в целях борьбы с «колонизацией Чечни» в дополнение к существующим шести фронтам, будет создано еще два фронта для переноса военных действий на регионы России. В октябре 2007-го Умаров объявил о создании «Кавказского эмирата», призвав сторонников воевать не только против России, но и против других стран. Он даже умудрился посмертно присвоить звание «генералиссимуса» террористу Шамилю Басаеву.
Став после его гибели «террористом № 1» в России, Умаров оказался причастным к целому ряду терактов. Он взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс» в ноябре 2009 года и за взрывы в московском метро в марте 2010-го. В июне того же года США включили Доку Умарова в список международных террористов. А после взрыва в аэропорту «Домодедово» (январь-2011), когда Умаров в сети Интернет объявил о своей причастности к этому теракту, пообещав сделать 2011-й год «годом крови и слез» для России, он окончательно вышел на мировой уровень. В марте Совет Безопасности ООН включил Умарова в список террористов, связанных с «Аль-Каидой». А спустя два месяца, когда он вошел в список десяти самых разыскиваемых преступников мира, США объявили награду в пять миллионов долларов за информацию о его местонахождении.
Наиболее трезво ситуацию вокруг террориста №1 оценивали спецслужбы России и президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Они буквально вели на него охоту и прекрасно понимали, что, скрываясь в лесах Кавказских гор, Умаров всего лишь блефует. И когда ровно за год до Олимпиады-2014 в Сочи он призвал своих сторонников к срыву мирового праздника спорта, пообещав устроить теракт во время соревнований, глава Чечни заявил, что этого шайтана уничтожат до начала Игр. При этом добавил, что Доку Умаров – лишь инструмент в руках западных врагов России, которым не нравится сама идея проведения Олимпиады в Сочи, обозвав его крысоматкой.
«Он – самый подлый и кровожадный из всех участников незаконных вооруженных формирований, которые когда-либо скрывались в горах».
До сих пор доподлинно неизвестно, как умер Доку Умаров, но в январе 2014 года Рамзан Кадыров объявил, что, по имеющимся у него данным, террорист был убит в результате спецоперации. В тот же день в YouTube появилась видеозапись, на которой представитель вооруженного подполья подтвердил смерть Умарова, не приведя, правда, никаких подробностей. 8 апреля того же года о смерти террориста №1 официально заявил глава ФСБ Александр Бортников. Своеобразной точкой в этом вопросе, подтверждающей факт смерти стала фотография мертвого Умарова, опубликованная в соцсетях в июле.
И примерно тогда же в Интернете появилось видео, на котором запечатлены похороны Умарова его соратниками. И они же рассказали, что он умер еще 7 сентября 2013 года, спустя месяц после отравления его пищевыми продуктами в ходе спецоперации, организованной силовыми структурами… Сегодня уже не так важно, как именно этот гад ушел в мир иной. Главное, что его больше нет. Как нет и всех тех, кто попытался восстать против общества, возомнив себя непонятно кем. И такой же собачий конец ждет всех нынешних умаровских идейных последователей.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»