Страх и ужас
Страх и ужас наполняют сердце солдата, когда у него на глазах подрывается его сослуживец. Ноги сами прирастают к земле и уже не могут сделать следующий шаг, когда приходит осознание того, что подразделение зашло на минное поле. Не взрыв с осколками, а страх является основным поражающим фактором противопехотной мины. Страх постоянной и невидимой угрозы смерти выматывает, заставляет ошибаться.
Боязнь мин может затормозить или даже остановить наступление пехоты. Даже подготовленные солдаты боятся сделать шаг вперед, а ведь в действительности от мин в боевых действиях пострадало куда меньше людей, чем от пуль, снарядов и бомб. Вероятность даже нелетального поражения бойца противопехотной миной в десятки раз меньше, чем вероятность погибнуть от пули. Но зная, что впереди минное поле, солдаты откажутся идти в атаку или, осознав, что они на минном поле, залягут и предпочтут стать неподвижными мишенями для вражеских пулеметов, нежели броситься вперед или отступить назад.
Солдат, как и любой человек, боится пуль и снарядов. Это нормально. Но он понимает, что на той стороне такой же солдат и по нему тоже ведут огонь. Идет война на уничтожение. Кто более умел, опытен, смел, быстр, у того и больше шансов победить и остаться в живых. С миной все не так – она не вступает в противоборство, она просто тихо ждет. Ждет свою цель. Осознание того, что ты сам приводишь своего убийцу в действие, лишает человека мужества и парализует его волю. Поэтому и можно говорить, что воздействие противопехотной мины на рядового бойца (спецназ в этой ситуации мы не рассматриваем) носит скорее моральный, нежели физический характер.
Внимание, мины!
Несмотря на все описанные ранее страшилки, мина является не наступательным, а скорее оборонительным оружием. Ее задача – не пропустить противника по заданному направлению или как минимум серьезно затормозить его продвижение. Согласитесь, что даже простая табличка с надписью «Внимание, мины!» и несколько брошенных на дороге пустых ящиков из-под них остановят продвижение пехотного подразделения как минимум до прибытия саперов.
Вообще история применения мин насчитывает несколько сот лет. Да и вообще само слово «мина» пришло в наш язык из французского из времен осадных войн: mine — «подкоп» или «рудник». Тогда «миной» называли снаряженный бочками с порохом подкоп, например, под крепостные стены, а «сапер» произошло от saper — «подрывать», и всем этим занимались военные инженеры. С тех пор многое изменилось. Мины заняли свою устойчивую и важную нишу в военном деле. Область их применения тоже расширилась и теперь захватывает все три стихии: земля, вода и даже воздух, а за «работу» с минами отвечают инженерные войска. Сейчас мы расскажем про очень узкий, но, наверное, самый важный сегмент — противопехотные мины.
Шифр «Медальон»
В подмосковной Балашихе, среди высоченных елей, стоят достаточно неприметные здания, в которых трудятся «минных дел мастера». Там располагается АО «Научно-исследовательский инженерный институт» (НИИИ), который входит в АО «НПК «Техмаш», госкорпорации «Ростех». Этот институт существует с августа 1941 г. и обладает просто невероятным опытом в разработке различных типов боеприпасов и устройств для инженерных войск нашей страны. Здесь, в рамках опытно-конструкторской работы с шифром «Медальон», была разработана новая российская противопехотная осколочная мина дистанционной установки ПОМ-3.
Этот продвинутый инженерный боеприпас является дальнейшим развитием линейки отечественных противопехотных мин. Конструкция мины основана на оригинальных разработках НИИИ, которые позволили не только повысить общую эффективность боеприпаса, но и снизить его опасность для собственных войск, а также сделать невозможным его обезвреживание противником.
Новейшая мина предназначается для организации минных полей и поражения живой силы противника. Для повышения эффективности поражения цели мина оснащается выбрасываемой осколочной боевой частью. Кроме того, она комплектуется электронной системой, ведущей поиск целей и отвечающей за подрыв боевой части. Важной особенностью нового проекта является использование новой, секретной аппаратуры, повышающей как рабочие, так и боевые характеристики мины.
Внешне мина ПОМ-3 в транспортном положении представляет собой металлический цилиндр диаметром около 6 – 7 см и высотой 20 см. Габариты боеприпаса стандартны, что позволяет устанавливать их на местности при помощи систем дистанционного минирования, в состав которых входят универсальные минные кассеты, которые могут использоваться различными системами дистанционного минирования как наземными, так и авиационными. Все это значительно повышает гибкость применения новых боеприпасов.
Основным элементом новой мины является цилиндрический корпус, внутри и снаружи которого монтируются все остальные детали. Так, на его внешней поверхности устанавливается система ориентирования, выполненная в виде шести подпружиненных опор. В транспортном положении эти детали располагаются вдоль корпуса, а при взведении мины раскрываются и устанавливают корпус вертикально или под небольшим углом, в зависимости от особенностей местности. Это обеспечивает оптимальное положение мины для более эффективного поражения целей.
Также на внешней поверхности корпуса располагается трубчатый кожух штыря сейсмического датчика цели. При взведении мины штырь углубляется в землю. С его помощью электроника мины следит за обстановкой и определяет приближение различных объектов, в том числе живой силы противника. Подобные системы уже использовались на некоторых отечественных противопехотных минах, например НВУ-П «Охота», а их эффективность была доказана в условиях реальных боевых действий, например в Афганистане.
Мина ПОМ-3 «Медальон» оснащается специальным электронным блоком, отвечающим за обработку сигналов с сейсмического датчика цели и управление боевой частью. Электроника принимает сигналы о вибрациях грунта под миной и сравнивает их с имеющимися в памяти сигнатурами. Если вибрации похожи на те, что вызываются шагами человека, а также имеют достаточную амплитуду, свидетельствующую о приближении цели, дается команда на срабатывание выбрасываемой боевой части.
По команде электронного блока происходит подрыв вышибного заряда, после чего боевая часть мины «выпрыгивает» на высоту порядка 1–1,5 м над поверхностью земли. На этой высоте производится подрыв основного заряда, отвечающего за разброс осколков и поражение живой силы противника.
Поражающие элементы противопехотной мины ПОМ-3 имеют оригинальную конструкцию: вместо осколочной рубашки или готовых поражающих элементов применяются полуготовые осколки. Основной заряд взрывчатого вещества и взрыватель установлены внутри конструкции, собранной из большого количества специальных, зубчатых колец.
При подрыве основного заряда эти кольца разрываются по тонким участкам и рассыпаются на множество треугольных или трапециевидных осколков. Последние, вращаясь вокруг своей оси, разлетаются в разные стороны и образуют обширную зону поражения.
За счет большого количества осколков особой формы и их правильной ориентации обеспечивается эффективное поражение живой силы в радиусе не менее 8–12 м от точки подрыва. Незащищенные бойцы противника гарантированно получают ранения на расстояниях до 12 м, имеющие бронежилеты – до 8 м.
Кстати, говорят, что шифр «Медальон» опытно-конструкторская работа получила за форму колец поражающих элементов мины — они похожи на медальоны.
Интересной является и электронная начинка ПОМ-3. Ведь именно она придает новому боеприпасу ряд достаточно уникальных свойств. Об этом мы попросили рассказать начальника отдела АО «НИИИ» Сергея Бачурина.
— Сергей Павлович, в чем новизна противопехотной мины ПОМ-3?
— Противопехотная, кассетная мина дистанционной установки ПОМ-3 является новой, инновационной разработкой в сегменте противопехотных инженерных боеприпасов. В отличие от предыдущих изделий у этой мины отсутствуют любые контактные датчики, которые обладают неизбирательным действием и, самое главное, демаскируют боеприпас. В новой мине использован неконтактный, сейсмический датчик избирательного действия, который позволяет определить и, более того, идентифицировать объект на расстоянии до 12 метров.
— Предыдущая модификация мины при установке выстреливала вокруг себя «паутину» — такие тонкие, практически незаметные нити, зацепляясь за которые объект вызывал подрыв.
— Как уже было сказано, контактный датчик – нить — опытный боец может заметить и, соответственно, отреагировать на мину, обойти ее, например. В новой модификации мина ничем себя не выдает, так как отсутствуют нити, а цель определяют датчики взрывателя, и когда противник попадает в зону действия, взрыватель выводит мину из режима ожидания в боевой режим и в нужный момент производит поражение цели.
— А как «мозг» мины определяет, кто находится рядом с ней: животное, человек или даже более сложный случай гражданский или военный? Опасна ли эта мина для гражданского населения?
— Мы тщательно и всесторонне изучили движение самых различных объектов и окружающие их физические поля. Особое внимание было уделено гражданскому взрослому человеку и военнослужащему. Последний на себе несет определенную амуницию, и его движение имеет свою, особую специфику. Алгоритм шага военнослужащего отличается от походки гражданского, например, фермера. Датчики взрывателя учитывают все эти факторы и ранжируют цели, т.е. действие носит высокоизбирательный характер.
— Каким образом осуществляется минирование местности?
— Используется стандартная кассета, в которой могут размещаться все типы мин: от противотанковых и противодесантных до противопехотных. Носителем этих контейнеров являются самолеты и вертолеты, минные заградители. Также возможно минирование без применения техники силами саперного подразделения. Дистанционное минирование осуществляется с помощью переносной системы минирования, которая работает по принципу миномета. Вышибной заряд выстреливает комплект мин. Попав на местность, мины раскрывают лепестки системы ориентации и принимают вертикальное положение. После этого активируются датчики взрывателя, и мина «ждет».
— Местность заминирована, но боевые действия переместились в другое место, что происходит с минными полями? Представляют ли они опасность в дальнейшем для мирного населения?
— Мина имеет режим самоликвидации. При постановке минных полей устанавливается таймер. Спустя заданное время мины переходят в безопасный режим, и местность становится свободной для перемещения любой техники, военных и гражданского населения.
— Есть ли зарубежные аналоги или подобные системы?
— Мы не располагаем информацией о подобных разработках в мире.
— Среди разработок института есть интересная разработка, которая сочетает в себе боевые свойства умной противопехотной мины и гранаты. Сотрудники войск специального назначения хвалили этот уникальный инженерный боеприпас. Расскажите о нем.
— Это многофункциональный инженерный боеприпас «МИБ», который работает в режиме гранаты и в режиме мины, т.е. он может «ждать» противника. Принцип действия в режиме мины аналогичен рассмотренному ранее, правда, используются датчики предыдущего поколения – с контактными нитями. Этот боеприпас при его использовании в режиме мины становится на устройство ориентации и разбрасывает вокруг себя контактные нити. Все, участок заминирован.
Представьте себе, что разведподразделение уходит от преследования в тылу противника. Бойцам не надо тратить время на минирование пути отхода – многофункциональный инженерный боеприпас делает это самостоятельно. В случае же непосредственного контакта его используют как обычные гранаты. Благодаря этой универсальности уменьшается количество необходимого для выполнения боевой задачи вооружения и амуниции, уменьшается их вес. В итоге подразделение действует гораздо эффективнее.
— Планируется ли модернизация этого боеприпаса по аналогии с ПОМ-3?
— В настоящее время нам такую задачу не ставили, но в случае необходимости мы можем ее выполнить в кратчайшие сроки. Уже есть наработки по изделию ПОМ-3 и фактически их надо просто адаптировать к многофункциональному боеприпасу.
Совсем недалекое будущее
Скорость развития современных видов вооружений просто потрясает. Появляются беспилотные аппараты с зачатками искусственного интеллекта, новые управляемые ракеты и бомбы, да что там! Уже появились управляемые пули! Не останавливается прогресс и в минном деле. Какой будет он — инженерный боеприпас будущего?
Возможно, он будет оборудован системой опознавания «свой-чужой», и наши войска, атакуя, смогут проходить через свои минные поля, как нож сквозь масло, а отступая, прикрываться непреодолимым для противника минным полем.
Фантастика это или нет? Запах сигар может и да, а вот остальное…
Минирование больших площадей будет осуществляться с помощью современных и мощных систем залпового огня, которые, одним ударом накрыв определенный район, полностью обездвижат противника и принудят его к сдаче без кровопролития. А может инженерные боеприпасы будущего станут совсем умными и научатся различать запах виски и сигар и соответственно на него реагировать?
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»