Межвидовой мобильный радиолокационный комплекс «Небо-М» – одна из последних новинок вооружения и военной техники, заступивших на службу российской армии. Этот РЛК способен вскрывать аэродинамические и баллистические цели на средних и больших высотах, определять три диапазона координат, обнаруживать малоразмерные и малозаметные объекты, в том числе те, которые выполнены по технологии «стелс». Комплекс успешно работает по высокоскоростным целям, молниеносно реагирует на изменение информации, определяет характеристики объектов на значительной дальности.
О том, на какие чудеса способна эта станция, реально ли кому-нибудь «спрятаться» от нее в небе и как трудно научиться управлять этой аппаратурой, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Как тайное становится явным
Для этого радара нет понятия «самолет-невидимка». Он видит любые летательные аппараты, в том числе совсем крошечные, например квадрокоптеры. К слову, эти устройства нередко используют сегодня в Сирии боевики ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). Маленький, маневренный, оснащенный видеокамерой коптер – прекрасный разведчик. Однако для радиолокационного комплекса «Небо-М» вскрыть такой объект – задача вполне по силам.
В составе системы – два радара, работающие в метровом и дециметровом диапазонах, а также пункт управления. Чтобы полностью развернуть комплекс, понадобятся всего шесть человек и 15 минут времени. При этом антенна в разложенном виде по размерам равна 25-метровому бассейну. По словам главного конструктора по данному направлению Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (ННИИРТ) Александра Бомштейна, «основная идея и новизна этого комплекса в том, что входящие в его состав системы разного диапазона волн работают не независимо, а адаптивно, взаимодействуют друг с другом». «Это позволяет объединить достоинства разных диапазонов волн, добиться большой дальности обнаружения всех типов целей, в том числе малозаметных, малоразмерных и выполненных по технологии "стелс", обеспечить высокие точности измерения координат», – говорит представитель института.
В РЛК «Небо-М» метровый радар широким лучом обнаруживает объект, дает целеуказание дециметровому радару, а тот своим более узким лучом «стреляет» в направлении цели и измеряет ее координаты. Как говорит Александр Бомштейн, радары могут также перейти в режим секторного обзора: для этого по команде оператора антенны автоматически останавливаются в выбранном направлении. Кстати, в таком режиме радары «Небо-М» имеют беспрецедентные для своего класса пределы работы: они видят вдаль на 1 800 км и на высоту до 1 200 км. Для радаров такого типа это мировой рекорд.
От «слухачей» до радиолокаторов
Увидеть, как работает «Небо-М», можно во время учений средств ПВО на полигоне Ашулук. Буквально недавно здесь проходил финал Всеармейского конкурса расчетов радиотехнических войск ВКС «Воздушные рубежи». В задачу комплекса «Небо-М» входили обнаружение условного противника, его сопровождение и передача координат на командные пункты ПВО, где принималось решение об уничтожении объектов ракетным ударом. Как отмечает начальник радиотехнических войск ВКС РФ генерал-майор Андрей Кобан, войска сейчас активно оснащаются РЛК «Небо-М»: на сегодняшний день поставлено более двух десятков таких комплексов, расположенных по всей территории страны.
Проводятся и экспериментальные работы по обнаружению с помощью этих РЛК беспилотных летательных аппаратов. Сложность распознавания таких целей в том, что они летают на малых дальностях на небольших высотах с маленькими скоростями. Задача, над которой сегодня трудятся специалисты, еще недавно считалась нерешаемой. Однако и самих локаторов когда-то тоже не существовало. Даже в годы Великой Отечественной войны в Красной армии существовали специальные отряды «слухачей», личный состав которых на слух определял азимут целей. Правда, еще до войны в СССР была создана станция, улавливающая приближающиеся самолеты с помощью радиоволн. Стоит отметить, что первая подобная аппаратура появилась именно в нашей стране. Было это в 1934 году, а, скажем, в США контракты на производство первой РЛС были подписаны только в 1939 году.
После войны появилась реактивная авиация, и для защиты неба потребовались принципиально новые разработки. Так, в 1947 году появилось КБ, которое позже превратится в Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники. Генеральный директор ННИИРТ Григорий Егорочкин отмечает, что за 70-летнюю историю института было разработано порядка 40 типов радиолокационных станций, изготовлено 17 тыс. РЛС. Эти радары взяли на вооружение более 50 стран мира. Именно нижегородская станция обнаружила американский самолет-невидимку в небе над Югославией. Кстати, американцы сейчас пытаются заполучить наши радиолокационные технологии, ищут и разбирают станции, оставшиеся в странах бывшего Варшавского договора. По сути, воруют наши разработки…
Без права на ошибку
Изготовление аппаратуры для РЛК – это десятки операций, выполняемых под микроскопом. Сварка осуществляется лазером в атмосфере инертного газа аргона. Работа – ювелирная. Для отдельных производств приглашаются только девушки: считается, что они лучше приспособлены для выполнения некоторых технологических операций, чем представители сильного пола. Какие это работы? Ну, например, сварка проволоки толщиной… 20 микрон. Для сравнения: человеческий волос вдвое толще.
Но именно такая аппаратура и способна обнаруживать в небе самые «трудные» цели. В их числе и миниатюрные БПЛА. А ведь еще недавно радары могли спутать самолет со стаей гусей. Нынешние устройства авторства Нижегородского НИИ радиотехники таких ошибок не совершают. Как отмечает заместитель министра обороны России Юрий Борисов, разработки института находят широкий спрос в войсках ПВО, в радиотехнических войсках, так как имеют уникальные характеристики за счет применения антенн фазированных решеток. Радар с подобной системой сканированием «цепляет» цель, как коршун.
Начальник сектора ННИИРТ по комплексной отработке комплекса «Небо-М» Андрей Каравашкин занимается настройкой антенн разных диапазонов волн. Тысячи приемных и передающих элементов, работающих со своей амплитудой, настраивают так, чтобы они работали одинаково. Энергетика сосредотачивается в центральном луче, что позволяет видеть самолеты, изготовленные по той самой технологии «стелс», а также баллистические ракеты. Кстати, «Небо-М» – первое средство в радиотехнических войсках, способное обнаруживать эти цели, то есть решать задачи не только традиционной противовоздушной, но уже и противоракетной обороны. Еще одно неоспримое преимущество комплекса – его высокая мобильность, достигаемая путем монтажа элементов РЛК на автомобильное шасси.
За последние годы Нижегородским НИИ создан целый ряд РЛС метрового диапазона. Самая последняя разработка – высокомобильная станция «Ниобий-СВ». Она может работать на передовой: рабочее место оператора оборудовано в бронированной кабине. Как отмечает генеральный директор ННИИРТ Григорий Егорочкин, уже в ближайшее время несколько таких станций поступят в войска. Создана и двухдиапазонная РЛС дежурного режима, которая будет нести службу по охране воздушных рубежей страны. Она не такая мобильная, как «Небо-М», но видит ничуть не хуже.
Важно отметить, что комплекс неплохо защищен от противодействия противника. Он также обладает высокой помехозащищенностью, и если и удается подавить помехами работу одного диапазона, то его задачу берет на себя другой. «Небо-М» также можно усиливать дополнительным локатором – упомянутой выше активной фазированной антенной решеткой сантиметрового диапазона, в которой используются 4,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. передающих каналов. «Забить» помехами все эти диапазоны – задача для противника нереальная.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»