МЕДИАГРУППА «ЗВЕЗДА» toggle
logo Эфир Программы Фильмы

Кулак группировки: зачем Россия перебросила МиГ-29СМТ в Сирию

Переброска новейшей серийной модификации МиГ-29 в Сирию необходима для отработки навыков пилотов, проверки техники, повышения ее экспортного потенциала и в целом говорит о внимании государства к самолетам корпорации «МиГ».
Кирилл Яблочкин 2017-09-18 09:15:00

На прошлой неделе приглашенные на авиабазу Хмеймим иностранные и российские журналисты впервые смогли снять истребитель МиГ-29СМТ, который принимает участие в боевых действиях против террористов. Раньше эти машины в Сирии замечены не были. Позже фотографии истребителя появились на официальном интернет-портале Министерства обороны РФ. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о том, почему Россия решила использовать эти самолеты в Сирии и почему это было решено сделать именно сейчас.

 

Кулак российской группировки составляют в основном самолеты «Сухого»: истребители Су-35С, Су-27СМ, Су-30СМ, истребители-бомбардировщики Су-34, бомбардировщики Су-24М, а также штурмовики Су-25СМ.

 

Созданный в тяжелейшее время

 

МиГ-29СМТ создавался в тяжелейшее для России время, а его первый полет и вовсе пришелся на страшный для страны 1998 год. Тогда на заводах оставалось довольно много недостроенных планеров МиГ-29: в советские времена заводы выпускали до двух десятков машин в месяц. Но мир стремительно менялся. Уже к середине 1990-х годов стало понятно, что войны будущего будут носить локальный характер, а самолеты, чтобы иметь успех международном рынке, должны быть многофункциональными. При этом МиГ-29 создавался в первую очередь как легкий фронтовой истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Следствием этого являлись малая дальность полета и полезная нагрузка. Таким образом, перед конструкторами стояла задача превратить этот самолет в по-настоящему многофункциональную машину. Что им вполне удалось.

 

Внешне МиГ-29 СМТ отличается в первую очередь «горбом» сразу за кабиной. Это топливный бак на 1 400 л между шпангоутами NЗБ и N8. Второй бак на 480 л расположен в хвостовой части. Дополнительное топливо позволило увеличить радиус действия самолета в 3,5 раза. Кроме того, прошла глубокую модернизацию и почти вся «внутренняя начинка» машины. Речь идет об установке цифровой трехкратно резервированной элекродистанционной системы управления, новой РЛС.

 

Также машина получила модернизированные двигатели РД-33 с отклоняемым вектором тяги. Но, пожалуй, главное преимущество самолета – масса боевой нагрузки, увеличенная до  5 500 кг против 2 180 кг у МиГ-29. Теперь самолет мог нести широкий спектр как обычного, так и управляемого высокоточного оружия. Здесь нужно подчеркнуть, что переделать в МиГ-29СМТ можно практически любой ранее выпущенный МиГ-29. Цена доработки, по словам производителей, 1998 году была в 15–20 раз меньше затрат на покупку нового истребителя.

 

 

Бой самолетов «под ковром»

 

В Сирии МиГ-29СМТ выполняет задачи по доразведке местности, но не исключено и выполнение боевых задач. По данным газеты «Коммерсантъ», как минимум один из самолетов нанес удар осколочно-фугасгной бомбой ОФАБ-500Кр по позициям боевиков «Исламского государства» (запрещено в РФ). Позже с этих самолетов могут быть осуществлены пуски крылатых ракет с лазерным наведением Х-29Л.

 

Испытания МиГ-29СМТ в Сирии в первую очередь необходимы для того, чтобы пилоты этих машин получили боевой опыт. Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что в Сирии получили боевой опыт 86% летного состава ВКС РФ, поэтому нет ничего удивительного в том, что эти истребители появились на авиабазе Хмеймим. Кроме того, боевой опыт является ценнейшим для разработчиков, и заменить его не могут никакие учения. Наконец, боевое применение военной техники – лучшая ее «реклама» для иностранных заказчиков. И первым таким заказчиком может выступить Сирия.

 

 

Замороженный контракт

 

Контракт на поставку 12 истребителей МиГ-29М/М2 был подписан с Сирией в 2007 году, но выполнить его помешали начавшаяся в стране гражданская война и международные санкции против правительства Башара Асада. Кроме того, Дамаск перешел в режим жесткой экономии, а переправка самолетов в Сирию была рискованна до появления здесь российской авиабазы. По данным источников «Звезды», планеры «сирийских» истребителей были использованы при строительстве самолетов по заказу для Сербии, поставки которых планируется завершить в этом году. В мае 2013 года было объявлено, что Россия намерена поставить Сирии заказанные истребители.

 

Официальных данных о том, что Сирии предлагается к покупке именно МиГ-29СМТ пока нет, но такое решение было бы логичным, в первую очередь учитывая опыт последних лет, в ходе которых армия САР столкнулась с необходимостью нанесения ударов по земле, а не с борьбой за превосходство в воздухе. Кроме того, такое решение выгодно для сирийской экономики, и, что немаловажно в условиях войны, выполнить заказ на МиГ-29СМТ российская промышленность может в кратчайшие сроки, в то время как МиГ-35 в данный момент проходит испытания.

 

 

Внимание к «МиГу»

 

На прошедшем авиасалоне МАКС-2017 центральным событием стал истребитель МиГ-35,  презентация которого прошла несколькими месяцами ранее. Все это дает понять, что руководство страны уделяет особое внимание РСК «МиГ» и пытается помочь компании продвинуть свою продукцию на международные рынки. А участие МиГ-29СМТ в операции российских ВКС в Сирии позволяет понять, каким образом это планируется делать. Заказчикам будет предлагаться МиГ-35 как новый самолет, а МиГ-29СМТ и МиГ-29М – как его более дешевый вариант или как модернизация уже существующих машин.

 

Стоит отметить, что всего с момента начала производства было выпущено более 1 600 истребителей МиГ-29, которые эксплуатируются в данный момент более чем в 25 странах мира, при этом стоимость самолета значительно ниже, чем у иностранных конкурентов и тяжелых истребителей. Это означает, что интерес к данным машинам у государств с небольшой территорией и/или небольшим военным бюджетом останется, и это понимают как в корпорации «МиГ», так и в российском правительстве.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ И АНАЛИТИКА
Новости Армия ОПК Вопросы истории Общество Спорт Наука и техника Экономика и бизнес Телеканал Прямой эфир Программы Программа передач Фильмы онлайн О телеканале ЛИЦА Лица телеканала Помним наших коллег О КОМПАНИИ Медиахолдинг «Звезда» Вакансии Партнерам Всероссийский вокальный конкурс «Звезда» Приложение для смартфона Смарт ТВ приложение «Звезда» Киностудия «Звезда» Правовая информация Лицензии Социальная реклама Контакты Телеканал «Звезда Плюс» О приеме телеканала «ЗВЕЗДА»
Показать контакты

© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Главное
Новости
Видео
Поиск и меню