В этот день в 1915 году в Архангельске ожидалось прибытие из Арктики двух ледокольных транспортов – «Таймыр» и «Вайгач». Они возвращались из экспедиции, где открыли новые земли в Северном Ледовитом океане.
Суда яхт-клуба первыми приветствовали прибывший транспорт. Военный транспорт «Бекан» открыл орудийную пальбу в честь экспедиторов, получив ответный салют. Архангельский рейд тогда приветствовался могучим «ура».
Сначала к пристани прибыл «Таймыр», а за ним последовал и «Вайгач». Следом подошел «Эклипс». В знак приветствия раздался народный гимн, исполненный оркестром, раздалось неумолкаемое «ура».
История прохождения североморского рейда насыщена фактами и событиями.
Решение учредить Гидрографическую экспедицию для исследования Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до устья реки Лены было принято 31 августа 1910 года. Идея реализовалась благодаря одобренному Адмиралтейством представлению Главного морского штаба и докладу морского министра С.А. Воеводского.
За первые три года работы экспедиции на транспортных судах «Таймыр» и «Вайгач» провелась детальная гидрографическая опись огромной территории. Тогда ее масштабы начинались от мыса Дежнева и заканчивались устьем Лены. Именно в то время во многих местах побережья гидрографы установили навигационные знаки.
Борис Вилькицкий всегда стремился участвовать в этой экспедиции. В то время у него уже был опыт службы на боевых кораблях Балтийского флота. Кроме того, он работал в гидрографическом отделе Николаевской морской академии. Однако достичь цели Вилькицому удалось лишь после смерти отца, который был против участия сына в экспедиции.
7 апреля 1913 года он стал командиром «Таймыра», а также помощником начальника экспедиции. Уже через несколько месяцев, 26 июня 1913 года, оба транспорта – «Таймыр» и «Вайгач» покинули порт Владивостока.
В начале августа экипаж «Таймыра» обнаружил к востоку от острова Новая Сибирь неизвестный остров. Позже «находка» стала называться островом Генерала Вилькицкого в честь отца исследователя.
19 августа 1913 года «Таймыр» и «Вайгач» достигли мыса Челюскин. Но подобраться к нему не было возможности – путь был перекрыт сплошными льдами. Тогда Вилькицкий принял решение обойти препятствие с севера. Именно оно и позволило совершить крупнейшее географическое открытие.
В этот день команде исследователя удалось обнаружить новый, еще неизвестный остров. Тогда его решили назвать островом Цесаревича Алексея. А уже на следующее утро моряки открыли высокие обрывистые берега еще одной неизведанной ранее земли. Сегодня на картах мы можем прочитать название этого открытия – остров Октябрьской Революции.
22 августа 1913 года Борис Вилькицкий пишет в отчете:
«В 6 часов пополудни 22 августа я объявил собравшимся экипажам кораблей экспедиции о присоединении новооткрытой земли к владениям Его Императорского Величества и поздравил команду с открытием».
Отмечается, что сообщение вызвало бурное «ура» у моряков. А после этого на мачте подняли национальный флаг.
«В этот день команда получила по чарке, которой не получает обычно в Ледовитом океане, и был сделан улучшенный ужин», - рассказывал Вильцкий.
Существует версия, что изначально остров хотели назвать Тайвай, что соединяло бы в себе сразу «Таймыр» и «Вайгач». Местные СМИ моментально растиражировали материал с якобы новым названием. Но сам Вилькицкий поспешил опровергнуть слух, отметив, что «именами не всегда могут распоряжаться сами путешественники».
«Имя эти земли получат тогда, когда доклад о них вместе с картой будет представлен на Высочайшее благовоззрение и когда Его Императорское Величество соблаговолит утвердить своим новым владениям такое имя, которое им приличествует», - отметил он.
Только в январе 1914 года вышел приказ морского министра, в котором остров назвали Землей Императора Николая II. Кроме того, точные очертания «новой земли» на тот момент были не установлены.
В том же году Борис Вилькицкий был зачислен в свиту Николая II. Русский военно-морской деятель Иван Константинович Григорович особенно отмечал исследователя.
«Это единственный чистый, как хрусталь, человек, далекий от интриг и желания сделать карьеру, он остается таким, каким он был, - идейным и честным работником», - рассказывал он.
Только через 12 лет остров станут называть Малый Таймыр. А Земля Императора Николая II станет носить название Северной Земли. Решение будет принято постановлением Президиума ВЦИК.
Открытие не прошло для исследователя незаметно. Уже в 1917 году Вилькицкий будет удостоен одной из высших военных наград Российской империи – Георгиевского оружия.
Однако Февральская революция заставила ход истории свернуть с пути. Началась «демократизация» вооруженных сил. 10 апреля 1917 года команда и судовой комитет корабля подписали резолюцию о недоверии к своему командиру. В ней экипаж отмечал два причины, по которым капитан первого ранга Борис Вилькицкий не может быть принят на корабль.
«Во-первых: практика плавания миноносца в условиях боевой жизни выяснила незнакомство его с практическими приемами как командования, так и управления кораблем, о чем свидетельствует факт, что в тяжелые и ответственные моменты жизни корабля управление им переходило в руки либо начальника дивизиона, либо к ближайшим помощникам командира. Что и подтверждают плававшие с ним офицеры... Во-вторых: надобность в означенном штаб-офицере сейчас не встречается ввиду того, что ныне имеется выбранный командой и утвержденный командующим флотом командир...», - говорилось в резолюции.
Во время массовых убийств офицеров своими же матросами в Кронштадте в 1917 году опасность угрожала и Вилькицкому. Тогда в него стреляли с берега, и пуля пробила шинель. Сам Вилькицкий считал диалог с новой властью для себя неприемлемой.
Борис Вилькицкий продолжил работу своей экспедиции в 1918-1919 году. В то время он принимал участие в Белом движении на Севере. А уже в 1920 году он покинул Россию вместе с частями Белой армии.
Во время эмиграции Вилькицкий жил в Норвегии. Но вскоре получил телеграмму из Архангельска, в которой говорилось о предложении вернуться. Вилькицкий отказался.
Под постоянным давлением и требованием приехать в Россию, исследователь сломился. Сам он отмечал, что считает возвращение своим «патриотическим долгом».
«...я решил, что моим патриотическим долгом является принятие их предложения стать во главе экспедиции - идти в Сибирь и произвести личную разведку, а в случае подтверждения благоприятных данных переключиться на дальнейшую работу в России для изживания большевизма», - писал он.
В 1923-1924 годах Вилькицкий возглавил 3-ю и 4-ю Карские экспедиции. Благодаря им были налажены экспортно-импортные перевозки между портами Западной Европы и районами Западной Сибири. В то же время было положено начало ежегодной эксплуатации Карского морского пути. Но вскоре Вилькицкий понял, что падение советской власти вряд ли возможно. Он принимает решение вернуться во Францию.
В последние годы Борис Вилькицкий трудился в должности конторщика на фабрике по производству чернил.
Умер Борис Андреевич в Русском доме для престарелых на окраине Брюсселя 6 марта 1961 года. В 1996 году прах адмирала был перевезен в Антверпен и оттуда на теплоходе "Мария Буанго" доставлен в Санкт-Петербург. На Смоленском кладбище, в семейном захоронении Вилькицких, и обрел вечный покой великий полярный исследователь XX века.
Пролив между полуостровом Таймыр и Землей Императора Николая II 8 мая 1916 года был назван проливом Цесаревича Алексея. Однако это название на географических картах не использовалось, а с 1929 года пролив назывался именем Бориса Вилькицкого. В 1935 году это название было узаконено постановлением ЦИК "О единых географических наименованиях Советской Арктики". В 1950 году название "обрубили", оставив только фамилию. Усилиями военных моряков-гидрографов историческую справедливость удалось восстановить лишь в 2004 году.
Имя Вилькицкого-старшего носят семь различных географических пунктов в Арктике.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»