Заслуги Сергея Павловича неопровержимы, достаточно сказать, что некоторые из его новаторских идей, воплощенные в реальных образцах вооружения, до сих пор являются предметом зависти конкурентов на Западе. Жаль, но страна недооценила труды выдающегося конструктора, не дала возможности воплотить в жизнь все его замыслы. Правда, время расставило все по своим местам, и сегодня многое из намеченного Непобедимым встает в строй современной российской армии.
Оружейник-новатор
Один из самых тяжелых, болезненных ударов по отечественной оборонке был нанесен в конце 1980-х годов, когда по Договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности были уничтожены комплексы 9К714 «Ока». Интересно, что формально они не должны были подпадать под действие соглашения - их дальность действия не превышала 400 км (уничтожались только ракеты с минимальной дальностью полета в 500 км). Однако горбачевские реверансы штатовским «друзьям» сделали свое дело: было уничтожено свыше трехсот ракет, выведено из строя более ста самоходных боевых установок, транспортно-заряжающих машин, а также все средства регламента, обслуживания плюс технологическая оснастка, оборудование учебных центров... Пошли на ветер свыше 4 миллиардов вложенных государством рублей (по расчетам того времени). А ведь «Ока» была мощнейшим сдерживающим фактором на Европейском театре военных действий...
Непобедимый, занимавший тогда пост генерального конструктора КБМ, подал в отставку. При этом случившееся настолько поразило его, что он попал в госпиталь с тяжелым нервным истощением. Месяц не мог даже ходить... Сергей Павлович был оружейником в самом высоком смысле этого слова, настоящим мастером, творцом, создателем. «Заразился» техникой еще в школьные годы, проявлял незаурядные способности в математике, разбирался в механике, занимался моделированием, а в 14 лет сконструировал глиссер с паровой турбиной, который отправили на выставку в Москву (сам будущий конструктор тогда жил в Курской губернии). Перед войной поступил в МВТУ, а когда загрохотала канонада - попросился на фронт. Не пустили - стране нужны были инженеры. В 1945 году закончил училище по специальности «инженер-механик по боеприпасам», тема дипломного проекта - «Ракетный комплекс повышенной дальности для борьбы с танками». Так всю жизнь он и занимался этой темой, доведя ее до совершенства.
На КБМ Непобедимый прошел путь от инженера-конструктора до конструктора генерального. В 1950-х возглавил группу по разработке противотанковых ракетных комплексов - оружия, основанного на новых принципах, вобравшего в себя целый ряд не просто новаторских, а, по сути, революционных решений. К находкам можно отнести и созданный под его руководством переносной ЗРК «Стрела» - уникальный комплекс, способный эффективно поражать воздушные цели, в том числе в условиях воздействия активных тепловых помех. Его ПТУР «Штурм» стал первой в мире сверхзвуковой противотанковой управляемой ракетой, ПТРК «Хризантема» - такой же первой в мировой оружейной практике двухканальной противотанковой системой. Подсчитано, что с 1965 по 1989 годы под началом Сергея Павловича было подготовлено и сдано на снабжение армии 28 высококлассных образцов различного ракетного оружия. Большинство из них безоговорочно превосходили зарубежные аналоги.
«Штурмом» по моджахедам
Имя создателя уникальных ракетных комплексов Сергея Павловича Непобедимого долгие годы было скрыто плотной завесой государственной тайны. А ведь он являлся доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, академиком Российской Академии ракетно-артиллерийских наук, кавалером Золотой Звезды Героя Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и трех Государственных премий. Бывший помощник генерального конструктора Владимир Карачин вспоминал, что рабочий день Сергея Павловича начинался с раннего утра и длился до позднего вечера - без выходных, без отпусков. «Требовательность - как к себе, так и к работникам всех уровней, от заместителя главного конструктора до рабочего, - была очень высокой, - отмечал ветеран КБМ. - Все строилось на строгом выполнении распорядка дня и планов, которые составлялись на неделю, на каждый день и своевременно доводились до исполнителей».
Непобедимый годами не знал, что такое отпуск. Он отмечал, что, когда ему пришлось заниматься противотанковыми ракетами, все приходилось начинать с нуля. «В СССР подобным никто не занимался, отсутствовали опыт, теория, - вспоминал позже конструктор. - Когда я пришел в шавыринское КБ, здесь было только два отдела - миномета и выстрела к нему. Пришлось создавать пять совершенно новых отделов: аэродинамики, двигательных установок, боевой части, общей компоновки и аппаратуры систем управления». Первый в стране ПТРК под шифром «Шмель» в 1960 году решено было показать Политбюро во главе с Хрущевым. Было это на полигоне в Астраханской области, причем стрелять пришлось по полноразмерным танковым макетам. Все цели были не просто поражены - разнесены в щепки. Хрущев пришел в восхищение, и тут же распорядился представить разработчиков к присуждению Ленинской премии.
Первый в мире сверхзвуковой управляемый противотанковый комплекс «Штурм», также созданный в КБМ, стрелял на рекордную дальность - пять километров. Схема боеприпаса оказалась прорывной для того времени, кроме того, ракета обладала высокой помехозащищенностью, а также запоминала команды, то есть обладала свойствами высокоточного оружия. Комплекс устанавливался на боевых вертолетах, а испытания проходил в Афганистане. Точность стрельбы, как вспоминали наши военные летчики, оказалась поразительной - с пятикилометрового расстояния ракета попадала точно в пещеру с моджахедами.
Забвению не подлежит
Оперативно-тактические ракетные комплексы «Ока» американцы называли СС-23 или «Spider» («Паук»). У этого оружия не было аналогов в мире (говорят, что нет и до сих пор). Одноступенчатая ракета имела двигательную установку с зарядом на твердом топливе, автономное инерциальное управление, отделяемую в полете головную часть, которая впервые у ракет подобного класса оснащалась средствами преодоления систем противовоздушной обороны. Самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина монтировались на шасси повышенной проходимости, что обеспечивало тактическую маневренность в условиях бездорожья. Комплекс был, к тому же, плавающим, а также перевозился практически всеми видами транспорта - в том числе воздушным. Продолжение комплекса - ракета комплекса «Ока-У» - управлялась на всей траектории полета и могла наводиться как на неподвижные, так и на подвижные цели, принимала команды с самолета типа АВАКС, «видящего» и цель, и ракету.
«Не сумев превзойти «Оку», американцы расправились с ней руками своей пятой колонны в СССР, - вспоминал позже Сергей Непобедимый.- Иначе как предательство я это расценить не мог и подал в отставку...» Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин отмечал, что когда и сам генеральный конструктор, и эксперты Генерального штаба, а также КГБ узнали о том, что «Ока» подлежит уничтожению, ничего сделать уже было нельзя. «Горбачев никогда не умел делать шаг назад и не признавал своей некомпетентности. Особенно в пору всесильной власти над собственной страной, - писал Виктор Литовкин. - Генеральный секретарь, по сути, «подарил» американцам только что созданный уникальный оперативно-тактический комплекс - как приложение к Договору о сокращении ракет средней и малой дальности».
Правда, через семь лет коллеги и ученики Непобедимого сумели возродить уничтоженную ОТР-23. Она получила имя «Искандер». Естественно, с новыми, более совершенными тактико-техническими параметрами. Ракета этого комплекса управляется головкой самонаведения, способной воспринимать и перерабатывать информацию со скоростью полтора миллиарда операций в секунду, она невидима для радаров противника. Этому высокоточному оперативно-тактическому ракетному комплексу нет равных в мире. Эксперты шутят, что, если бы заокеанские политики могли предвидеть будущее, то они уговорили бы Горбачева оставить на вооружении «Оку». В любом случае, Вооруженные Силы России сегодня имеют надежное средство уничтожения объектов противника на глубине до 300 километров. Кстати, сам Сергей Павлович отмечал, что когда в 1996 году в аппарате Генштаба ему поручили подготовить отчет с анализом современной военной доктрины США и положения дел в американском оборонпроме, он пришел к выводу: американцы намереваются в XXI веке достичь уровня военной мощи, обеспечивающего их власть по всему земному шару. При этом в основу будет положена не ядерная мощь, подчеркивал он, а высокоточное, умное оружие - ракеты, неуязвимые для ПВО, наводящиеся на цели с отклонением в пределах не более 15 метров, способные поразить любой объект «с прониканием». Эффективность применения такого оружия - гораздо выше, чем при нанесении ядерного удара.
«Сергей Павлович Непобедимый трудился, не покладая рук, практически круглосуточно, создавая новейшие образцы вооружения и военной техники, - подчеркивает заместитель генерального директора АО НПО «Высокоточные комплексы» - генеральный конструктор АО «НПК «КБМ» Валерий Кашин. - До самого последнего дня он заботился о безопасности нашей Родины. Его лозунг "Без оборонно-промышленного комплекса нет армии, а без армии нет страны" особенно актуален в современных условиях. В его жизни были трудные минуты, но он их пережил достойно и, несмотря ни на что, занимался своим делом. Мы, ученики и воспитанники Сергея Павловича, приложим все силы, чтобы выполнить его заветы. И самой лучшей памятью о нем будет создание новых образцов военной техники, которая будет крепить обороноспособность нашей страны».
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»