У России и ее потенциальных противников несколько разные подходы к строительству и применению Военно-морского флота. Российские корабли имеют очень разностороннее вооружение и системы защиты. Причем не только противовоздушные, но и противолодочные. Последним рубежом защиты больших российских кораблей от подлодок и торпед противника являются комплексы РПК-8 и «Удав-1М». Они отвечают простому правилу: «дешево, надежно и сердито». А «сердито» в данной ситуации равно эффективно.
Идея
Разработка системы РПК-8 «Запад» началась на Тульском ГНПП «СПЛАВ» (ныне АО НПО «СПЛАВ») в конце 80-х годов прошлого века. Возглавил разработку выдающийся советский и российский конструктор Герой социалистического труда Геннадий Денежкин. При разработке проекта конструкторами была предложена интересная идея, позволившая упростить производство и стоимость противолодочных систем с одновременным повышением эффективности применения.
В новой противолодочной системе РПК-8 предлагалось использовать готовые пусковые установки бомбометов РБУ-6000 «Смерч-2». Это оружие в свое время получило широкое распространение на Военно-морском флоте Советского Союза, что обеспечило быстрое изготовление и освоение нового, не имеющего аналогов за рубежом противолодочного комплекса с управляемым боеприпасом.
Разработка
При разработке противолодочного комплекса «Запад» было решено делать новый боеприпас с теми же габаритами, что и у реактивных глубинных бомб системы РБУ-6000. Это позволяло без каких-либо серьезных доработок запускать противолодочные ракеты с использованием существующих агрегатов.
Под пусковой установкой системы РБУ-6000 в подпалубном помещении располагалось устройство хранения боекомплекта и подачи боеприпасов 60УП. Боекомплект одного бомбомета включал до 60 реактивных бомб или ракет комплекса РПК-8. Заряжание пусковой установки осуществлялось автоматикой. Блок стволов поднимался в вертикальное положение, и они поочередно подводились к люку в палубе, через который автоматика досылала боеприпасы, после этого следовал следующий залп.
Технология
Гравитационный снаряд 90СГ противолодочного комплекса РПК-8 «Запад» похож на небольшую самонаводящуюся торпеду без собственной силовой установки. За счет скорости, полученной при падении в воду, и силы тяжести это изделие управляемо скользит в толще воды, определяя направление на цель при помощи акустической системы наведения.
Поражение цели обеспечивается фугасной (кумулятивной) боевой частью снаряда. При атаке диверсантов и их торпед снаряд 90СГ может производить подрыв боевой части на глубинах до десяти метров. Поражение подлодок, в том числе и беспилотных, обеспечивается на глубинах до тысячи метров. Вероятность поражения вражеской подлодки одним залпом заявлена на уровне 0,8.
Обманка
В боекомплекте комплекса РПК-8 «Запад» имеется специальный боеприпас, предназначенный для защиты корабля-носителя и его соединения от торпед противника. Изделие МГ-94Э представляет собой ракетный двигатель боеприпаса 90Р с установленным на нем отделяемым модулем гидроакустического противодействия. Последний был разработан в ЗАО «Аквамарин» и представляет собой генератор акустического сигнала. После падения ракеты МГ-94Э в воду модуль противодействия остается на поверхности и становится ложной целью для торпед с акустической системой наведения. Ракеты 90Р и МГ-94Э почти не отличаются по габаритам и массе. Систему приняли на вооружение в ноябре 1991 года, и она устанавливалась на корабли большого водоизмещения. Потом рухнул Советский Союз, встала промышленность, и мы чудом не потеряли технологии уникального оружия.
Еда для «Удава»
Комплекс противоторпедной борьбы «Удав-1М» – это последний рубеж противоторпедной обороны, и он по-своему уникален. Реализованный в нем способ программной автоматической стрельбы реактивными снарядами разного назначения обеспечивает создание высокоэффективной эшелонированной системы защиты кораблей от атакующей торпеды. Особенность комплекса заключается в том, что в одном залпе производится пуск различных типов реактивных снарядов на рассчитанную для них дальность.
Первый рубеж обороны формируют два снаряда-отводителя, с помощью которых ставятся четыре ложные цели. При захвате ложной цели торпеда уходит с атакующей траектории и совершает движение с наведением на ложные цели до полной остановки своего двигателя. При прорыве первого эшелона защиты корабля торпеду встречает дрейфующее минное поле, установленное снарядами-заградителями. Прохождение торпеды через зону поражения снаряда-заградителя приводит к ее уничтожению. При прорыве первого и второго эшелона защиты корабля производится залп мощными глубинными снарядами на поражение. Одним залпом комплекса «Удав-1М» с вероятностью 0,9 обеспечивается срыв атаки прямоидущей торпеды и с вероятностью 0,76 – самонаводящейся торпеды. «Удав» практически «ест» вражеские торпеды.
Хранители. Рассказ из первых рук
Главная созидательная ценность нашего государства – это не чиновники и финансисты с юристами, а ученые с инженерами и рабочими. Ведь именно они являются генераторами материальных ценностей. Они же являются и хранителями секретов их производства – технологий.
Совсем недавно мне удалось пообщаться с одним из хранителей технологий противолодочной и противоторпедной борьбы. Про российское современное вооружение сайту телеканала «Звезда» рассказал доктор технических наук заместитель генерального директора АО НПО «СПЛАВ» Геннадий Васильевич Калюжный.
Научно-производственное объединение «СПЛАВ» совместно с АО «НИИИ» г. Балашиха, которые входят состав госкорпорации «Ростех», являются изначальными разработчиками этого комплекса и боеприпасов к нему. Это и есть первоисточник.
– Геннадий Васильевич, расскажите о противолодочном комплексе РПК-8 и обновленной ракете 90Р.
– Это уникальное изделие, предназначенное для борьбы с различными подводными целями. Комплекс устанавливается на больших кораблях, например на фрегате «Адмирал Эссен», и других, и предназначен для защиты корабля от подводных лодок на ближних рубежах. Отличительной особенностью комплекса с ракетой 90Р от глубинных бомб является то, что это управляемое на подводном участке траектории высокоточное вооружение. Ракетный твердотопливный двигатель доставляет боевой модуль в район цели и дальше, после приводнения, модуль отделяется и за счет гравитации и инерции движения бесшумно планирует к цели. Наведение осуществляется с помощью гидроакустической системы. Она осуществляет поиск подводной цели и наведение на нее управляемого боевого модуля. Такой подход в десятки раз увеличивает вероятность поражения подводной лодки противника по сравнению с глубинными бомбами. РПК-8 был разработан нами в 80-е годы и стоял на вооружении нашего ВМФ. После этого был продолжительный перерыв, и мы по заказу ВМФ восстановили производство, кооперацию изготовления этого сложного изделия. В прошлом году мы сдали первую серийную партию, в этом году изготавливается следующий заказ для нашего флота.
– Насколько сложно было после такого длительного перерыва восстанавливать производство и кто входил в производственную кооперацию по этим изделиям в СССР?
– Комплекс и управляемый боеприпас к нему достаточно сложные, и производственная кооперация была очень обширной. Компоненты изготавливались не только в России, но и в других республиках Советского Союза. Электроника делалась в Прибалтике, другие компоненты изготавливались на Украине, в Казахстане, Узбекистане. После развала СССР эта производственная цепочка фактически разрушилась, и нам пришлось отдельные технологии восстанавливать на российских предприятиях. Это были большие затраты на перенос и восстановление технологического и производственного цикла, большой технический и организационный этап в производстве боекомплекта к комплексу РПК-8. Мы нашли партнеров, нашли соответствующие кадры и успешно прошли этот сложный путь от восстановления технологии до производства серийной партии.
– Этот длинный и сложный путь привел к модернизации изделия, стало ли оно лучше?
– В процессе восстановления производства мы параллельно решали вопрос модернизации изделия. Мы применили новые, современные технологии и получили более качественные характеристики по точности наведения и эффективности поражения цели. Не буду называть конкретные цифры, они хорошо известны нашему заказчику (МО), но могу сказать, что ВМФ доволен результатами, который показала на Черном море первая партия ракет 90Р комплекса РПК-8.
– Производство боеприпасов к РПК-8 было восстановлено, потому что закончились боеприпасы советского периода?
– Нет, запас боеприпасов не закончился, но у них стал критическим срок хранения. Мы несколько раз продляли ресурс боеприпасов и в итоге предложили нашему флоту изготовить более новое оружие. Сейчас, когда наши корабли активно участвуют в различных, в том числе боевых походах, нужна более современная, модернизированная ракета 90Р.
– Есть ли интерес к ракете 90Р комплекса РПК-8 за рубежом?
– Конечно, есть. РПК-8 устанавливался на крейсеры, авианесущие корабли. Сейчас мы активно рекламируем наши морские изделия, уже ведутся переговоры, но, как Вы понимаете, за любым контрактом стоит сложный организационный и финансовый процесс, и необходимо определенное время для согласования позиций сторон. Мы уверены в экспортном потенциале нашего изделия.
– Есть ли аналоги комплекса РПК-8, а особенно ракеты 90Р за рубежом?
– Ничего даже похожего нет. Есть установки, которые стреляют глубинными бомбами, но у них нет системы активного наведения и вероятность поражения подводной цели в десятки раз ниже.
– Расскажите о комплексе противоторпедной борьбы «Удав-1М».
– Этот комплекс предназначен для защиты кораблей от торпед противника. «Удав-1М» ставит на пути торпед различные заграждения и с очень большой вероятностью защищает корабль от торпедной атаки. История и подходы «Удава-1М» были аналогичны ракете 90Р комплекса РПК-8. Мы также осуществляли поиск российской кооперации, восстанавливали утерянные технологии и производственные цепочки, проводили модернизацию изделия. Сейчас это полностью российское современное и очень эффективное изделие.
«Собака лает – караван идет»
Россия не только восстанавливает утраченные после разрушения СССР технологии, но и быстро движется вперед. Это уже видно невооруженным глазом: страна модернизируется, а производство совершенствуется.
Наконец, становятся популярными инженерные и рабочие специальности. Наши легковушки уже вполне хороши, хотя пока и хуже американских. Но сами американцы летают в космос на наших кораблях, запускают свои спутники на наших двигателях и ничего с этим поделать не могут.
Это очень злит западный истеблишмент. Но больше всего его злит, что Россия возвращает себе статус индустриальной и технологической державы мирового уровня. Не смогли они записать нас в обширный список своих колоний. Не успели пограбить Россию, поэтому и лают.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»