Министерство обороны и командование Военно-морского флота РФ предъявляют высокие требования к оборудованию, которым оснащаются современные российские корабли. Специалисты компании «НПК Морсвязьавтоматика», производящей высокотехнологичные приборы для военных кораблей и гражданских судов, рассказали телеканалу «Звезда» об уникальном пульте управления, современном многофункциональном рабочем месте штурмана и других новейших корабельных системах.
На вопросы корреспондента телеканала «Звезда» отвечает заместитель генерального директора НПК «Морсвязьавтоматика» Алексей Зюзин.
– Расскажите, в чем уникальность пульта управления кораблем, который вы представляете на форуме «Армия-2017»?
– На форуме мы представляем продукцию, которая производится полностью нашей компанией в Санкт-Петербурге. Это пульт управления, который устанавливается на суда и корабли различного назначения, от небольших буксиров до ледоколов.
Пульт, который мы представляем на форуме «Армия-2017», более современный, чем аналоги, производимые другими компаниями. В нем мы пытаемся уйти от рубленых форм к новой эргономике с сохранением качества. Закругленные формы нужны, чтобы во время эксплуатации, той же качки, экипажу было максимально удобно управлять судном.
На подобные пульты мы ставим системы управления движением собственного производства, а также различные органы отображения информации.
Одной из наших новейших разработок является комплекс полностью цифровой, интегрированной внутрикорабельной связи. Он позволяет обеспечить постоянную связь всех членов экипажа во всех помещениях судна. В этот комплекс входит и система трансляции, которая позволяет передавать команды по зонам, и аварийная система оповещения. Здесь также представлена система, которая «слушает» обстановку вокруг судна.
Еще одна интересная разработка – это система мониторинга экипажа на корабле. С помощью специальных меток, которые носит команда или на руке, или в кармане, капитан или командир боевой части видит, где находится его подчиненный. При штатной или нештатной ситуации это помогает решать задачи, стоящие перед экипажем. Двух часов зарядки достаточно, чтобы метки проработали неделю. Сейчас мы работаем над тем, чтобы увеличить время работы.
Ранее на кораблях были аналоговые, более габаритные системы. Мы же стараемся вместить как можно больше систем в ограниченное пространство рубки. Качеству мы уделяем особое внимание, поскольку задачи нам ставит ВМФ. В первую очередь реализуется функционал, а потом мы уже решаем, как без ущерба качеству его выполнить.
Также мы представляем концепт для упрощения работы штурмана. Это электронный штурманский стол, куда мы загружаем электронную карту. Сюда же заводится и радарная картинка. Он полностью сенсорный и позволяет увеличивать и уменьшать масштаб. На различных дополнительных экранах можно посмотреть дополнительную информацию. На столе можно работать с бумажной картой в классическом варианте.
Подобные столы мы уже установили в тренажерные центры Совкомфлота, в Академию имени Макарова. В перспективе мы планируем поставлять их на гражданский рынок, непосредственно на корабли. Этот прибор также может использоваться как оперативное универсальное рабочее место в полевых условиях или в штабах, поэтому мы и представляем данное изделие на форуме «Армия-2017».
Отвечает заместитель генерального директора «НПК Морсвязьавтоматика» Василий Каплин.
– Какие новые системы, обеспечивающие комфорт российским морякам во время долгих морских походов, производит ваша компания?
– Совершенно новое направление нашей компании – это разработка систем кондиционирования и холодильных машин для кораблей и судов ВМФ. На выставке мы представили автономный кондиционер с инверторным регулированием во всех режимах работы. Это позволяет плавно регулировать работу вентилятора, насоса и обогревательных элементов, что экономит электричество и плавно отражается на работе кондиционера. Макет, представленный на выставке, позволяет отразить работу по поддержанию статического давления.
Три его трубы – это три помещения, на которые работает один автономный кондиционер. Три каюты. Если в одной из них закрывают заслонку, в двух других поток воздуха обычно увеличивается, и члены экипажа начинают мерзнуть. Данный же кондиционер снижает поток воздуха, что позволяет сохранить комфорт. Кроме того, этим кондиционером можно управлять с компьютера.
Отвечает директор по развитию «НПК Морсвязьавтоматика» Герман Басин.
– Расскажите о том, какими средствами управления оснащается современный боевой корабль или гражданское судно?
– Другим направлением нашей компании является создание оборудования для систем, обеспечивающих движение и маневрирование судов и кораблей. Сегодня мы совместно с нашими партнерами, АО «Звездочка», серийно производим систему управления для подруливающих устройств и винторулевых колонок, которые представлены на стенде выставки. Они обеспечивают маневрирование судов на малых ходах, а вот винторулевые колонки – достаточно новое направление для России. Эта система практически полностью состоит из российских комплектующих. Кроме того, мы занимаемся разработкой системы управления рулевым устройством.
Также на форуме представлен статический преобразователь частоты, который обеспечивает регулирование частоты электрического привода, вращающего винт. Это является широко используемым в судостроении направлением.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»