Поисковики с помощью ордена смогли установить личности пилотов и пассажиров обнаруженного год назад на Урале разбившегося транспортника Ли-2 времен Великой Отчественной войны, сообщил корреспондент «Звезды».
Самолет упал еще в мае 1942 года, и целых 75 лет о судьбе экипажа ничего не было известно. Личные документы, найденные в обломках, уничтожили дожди, а в архивах ФСБ и Минобороны о трагедии под Нижним Тагилом не было ни строчки.
Как объяснили исследователи, металлоискателем здесь искать было бесполезно, потому что в этом месте самолет ударился о скалы, а его части разлетелись больше, чем на 100 м, – камни буквально усеяны кусками железа.
Среди обломков большого транспортного самолета Ли-2 обнаружились и два мотора с хорошо читаемыми номерами, но и это не приблизило поисковиков к разгадке. Правда открылась, как всегда, неожиданно. В груде камней обнаружили орден Ленина. По уникальному номеру установили личность хозяина – Матвей Борисович Шенкман – на эвакуированных заводах он организовал производство штурмовиков Ил-2, за что и получил высшую награду страны.
«Только благодаря находке вот этого ордена! То есть если бы эта находка не состоялась, мы до сих пор топтались бы на месте и не выяснили, когда и что здесь произошло и кто здесь погиб!» – рассказала руководитель свердловского поискового объединения Александра Ванюкова.
В годы войны в Нижнем Тагиле, кроме танков, выпускали еще и самолеты – те самые Ил-2. По этой информации стало понятно, что авиакатастрофа произошла 12 мая 1942 года. Ли-2 летел из Самары в Нижний Тагил, и на его борту, кроме экипажа, были два пассажира – директор и заместитель главного инженера Воронежского авиазавода, которые направлялись на Урал устранять системный дефект тагильских бронекорпусов – так называемый остаточный магнетизм.
«Отключалась прибористика, из-за чего военпреды наотрез отказывались принимать готовые изделия. Поэтому эти вопросы нужно было поднимать и доводить до ума», – объяснила заведующая отделом музея Уралвагонзавода Газель Габдрахманова.
До Нижнего Тагила Ли-2 не долетел всего 50 км. Установлено, что самолет шел через низкую облачность вслепую и на небольшой высоте, что и привело к катастрофе. Судя по документам, погибших с почестями похоронили на центральном самарском кладбище. К этим могилам десятилетиями приходили с цветами пионеры, а в это время – все 75 лет – забытые останки летчиков и пассажиров были разбросаны по склону уральского хребта.
В составе сборной команды поисковиков работает и самарская группа – их цель восстановить историческую справедливость и вернуть героев на малую родину.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»