Именно благодаря ему Россия сохранила свой военный авиационный потенциал и сейчас гордо парит в небе на крыльях лучших в мире самолетов.
Человеческая жизнь не бесконечна – всему есть свой предел. Ушел из жизни легендарный летчик Петр Дейнекин. Еще накануне он, в свои 79 лет, сидел за штурвалом американского самолета времен Второй мировой войны «Дуглас» во время фестиваля в честь 105-летия Военно-воздушных сил России. Не самая сложная задача для пилота, который освоил более двух десятков самолетов, начиная от учебного По-2, до стратегического Ту-160 «Белый лебедь». Именно благодаря ему эти самолеты сейчас в своем обновленном качестве успешно выполняют боевые задачи в любом регионе.
«На долю Дейнекина выпало возглавлять ВВС России, пожалуй, в самые сложные и трагичные времена для нашей страны и армии времена – с с 1991 по 1998 годы, – говорит военный эксперт Юрий Гаврилов. – Самое главное впечатление, вынесенное за это время, это то, что Петр Степанович был исключительно преданным своему делу человеком. В 1993-1994 годах, когда из Германии, из Западной группы войск в спешном порядке выводились полки и дивизии, главком ВВС сделал все, чтобы авиаторы не оказались брошенными в чистом поле. График вывода 16-й воздушной армии, которую передислоцировали в подмосковную Кубинку, обеспечили не только аэродромным обеспечением, но и возведением жилых городков для военнослужащих и членов их семей. Он всегда думал о людях, зная, что путь в небо начинается с земли».
Тогда, в начале 90-х, судьба российской военной авиации была незавидной. Предполагалось, что ее существование вообще прекратится, и небо России останется неприкрытым. Устаревшая техника доживет свой век и будет ржаветь в ангарах, новых поступлений не будет. Так, впрочем, и произошло в большинстве бывших республик развалившегося Советского Союза, которые отказались от эксплуатации военной авиации, в первую очередь стратегической, в угоду западным «партнерам». Та же Украина согласилась пустить «под нож» все доставшиеся ей в наследство «стратеги» дальней авиации.
Дейнекин в те лихие годы, как говорится, стал в позу – авиацию нужно сохранить! Летали и летать будем, пусть на старой технике, но все равно будем. Он сам садился в командирское кресло стратегического бомбардировщика, проводя десятки часов в полете, а потом убедил тогдашнего президента России Бориса Ельцина в необходимости сохранения военной авиации. Президент во время визита на аэродром в Энгельсе, кивнул благосклонно и даже наградил главкома ВВС званием Героя России «за особые заслуги». Но это стало отправной точкой развития военной авиации, которую тогда не отправили на свалку, а дали возможность дальнейшего развития, которая сейчас воплотилась в великую мощь.
«Петр Степанович, если уж говорить по большому счету, спас всю отечественную авиацию от разгрома и развала, – продолжает Юрий Гаврилов. – Все, что сейчас у нас летает и кружится в небе, – это его заслуга, как человека, который сумел сохранить весь ударный потенциал ВВС, который сейчас находится в составе ВКС России. Не только стратегическая авиация, которой Дейнекин уделял особое внимание, могла бы остаться на свалке истории, но и истребительная, и штурмовая оказались бы не у дел. Главком, которому по штатной должности можно было бы протирать брюки в штабном кресле, освоил пилотаж истребителя Су-27. Высоко оценил качества этого самолета и дал отмашку на дальнейшие модификации этой воздушной машины. Он лично садился за штурвал всех перспективных отечественных самолетов и давал им объективную оценку. Тот же Ту-95, который уже хотели списать в запас, активно используется и несет боевое дежурство. «Белый лебедь», Ту-160 тоже могли приговорить к списанию и отправить на металлолом. Дейнекин же дал им вторую жизнь и не ошибся в этом выборе».
Из личного. Петр Степанович Дейнекин, как профессионал высшей пробы, всегда охотно выступал экспертом по авиационной тематике для сайта телеканала «Звезда», как, впрочем, и для других изданий с военной авиационной тематикой. Рассказывал много, причем приводил очень аргументированные факты и точные данные – проверять его было не нужно. Единственным его условием было – текст на согласование. Он не терпел ошибок и неточностей, независимо от того, касалось ли это технических характеристик или исторических дат. Сегодня, увы, Петр Степанович правки внести уже не может, но и мы вряд ли допустили ошибки в этом некрологе о замечательном летчике и патриоте России.
© ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»